Гоша Мусловец писал(а): Rensom, в беседе с вами почувствовал, и осознал свою неправоту в отношении личности, но в вашей настойчивости как раз в этом вижу некий подвох, не перебор ли это?
Личность во краю угла?
А нищий духом? Куда денете эту заповедь Христову?Именно это мне казалось, как указание на факт убрать с дороги свою личность для действия Христа.
СпасиБо, Гоша.
Угу, поговорка такая еще есть: "если хочешь путь пройти, убери себя с пути". :))
Если серьезно, то давайте попробуем вместе разобраться.
Что есть нищий? По сути - это человек, не обладающий личной собственностью. Вот личность есть, а собственности личной у него - нету. :)
Пусть есть, к примеру, два человека: 1. банкир-собственник и 2. банкир-управляющий. Внешне они могут выглядеть совершенно одинаково "презентабельно". Но существеная разница в том, что один владеет капиталом (это его, личная, собственность), а другому (за награду, за зарплату...) поручено ей (этой чужой, не принадлежащей ему лично, собственностью) эффективно распоряжаться, управлять. Но надо четко понять - то, что управляющий управляет миллионами и "ворочает" миллиардами - еще не делает его собствеником этих млн/млрд-ов.
Давайте теперь перенесем, спроецируем этот (немного корявый, конечно) пример на "нищету духовную".
Вот есть человек. Он - личность, уникальная личность, и при том - образ Божий. Каждому человеку, бесспорно, даны какие-то таланты. Всем - разные.
И вот тут - самое главное - его (человека)_отношение к этим_талантам.
Если сочтет он их своей собственностью ("Я САМ этого добился, это - МОЁ достижение") - уподобится "банкиру-собственнику". Богачу, одним словом.
А если скажет: а что тут такого? - да, талант был дан мне что называется "во временное пользование", в управление, чтобы я его приумножил и подарил людям. А награда, плата за труд по умножению этого таланта - та радость, которая меня сопровождала в процессе работы над этим талантом.
Так вот, ВАЖНО понять - евангельский "нищий духом" - это не тот, кто отрекся от дара, от таланта, и тупо закопал его в землю (отказался быть личностью, отказался трудиться над ее развитием), а тот, кто понял, что богатство, данное ЕМУ на время, НЕ ЕСТЬ его личная собственность (т.е. по сути он - нищий, не владеющий этим богатством), а дано ему лишь в управление.
Иными словами, Богу мешает действовать в мире не наша личность, а _косность_ нашей личности, ее самодовольство и мнимая самодостаточность, ее самость.
САМОСТЬ - именно таким термином в православии означают то, от чего христианину надо освободить свою личность.
Личность (образ Божий), отягощенная самостью - как закопченая икона: лик Божий на ней почти не различим. Но одно дело: очистить икону от грязи и копоти. и совсем иное - уничтожить саму икону.
Извиняюсь за многабуков, короче не получилось...