Недосягаемые Авторитеты

Ответить
А. Кочергин

Недосягаемые Авторитеты

Сообщение А. Кочергин » Чт авг 30, 2001 14:49

Уважаемые коллеги! Хочу поднять крайне болезненную тему. В диалоге с Уважаемым мной Дмитрием, мы коснулись темы авторитарности в изучении БИ. Честно говоря считаю авторитарный подход не конструктивным и коммерческим, а следовательно черезвычайно негативным. Поясню свою мысль живыми примерами. Достаточно близко общался с сенсеем Адзума Такаси 8 дан основатель Дайдо-джуку, одного из самых интересных и практичных стилей каратэ. На одной из тренировок, я вдруг обратил внимание на не совсем "гладкую" в биомеханическом смысле трактовку Усиро-гери в исполнении Мастера, приглядевшись к ученикам констатировал, что эта же ошибка имеет место у подавляющего большинства присутствующих. Абсолютно не намериваясь критиковать столь знаменитого бойца, спросил у одного из российских функционеров Дайдо-джуку,... а чего это у Адзумы носок ноги в пол не смотрит, а под 45 развёрнут, там же векторов куча негативных... На меня посмотрели как на приведение и ответили:" Андрей, - это АДЗУМА! Вот как он бьёт, так и правильно и не надо умничать..." Та же история повторилась с дайдожуковсим аперкотом, бьющимся одним предплечьем, хлёстко на подобии уракена. (никогда не говорю, а тем более не критикую человека в его отсутствие, данное изложение имеет совершенно иную цель) Затем за кружкой тёмного пива в пабе, я поинтересовался рекордом Гинесса, который Сенсей установил разломив 12 ледянных глыб, сказал ему, что очень (искренне) удивлён Его физической формой и боевыми качествами и в следуещем году сломаю 15 ледянных плит, это вызвало скептическое веселие, "...больше 12-ти даже Адзума не ломает!" Самый простой способ сломать 15 глыб, - это взять и сломать..., но как это сделать если даже Адзума не делает этого, как изменить "спущеный сверху" алгоритм тренировок, тактику ведения боя, как самостоятельно адаптировать базовую технику, если её ввёл Сам М.Ояма, М.Уэсиба, Г.Фунако-син. Как, внедрить что-то новое, необходимое и возможно черезвычайно практичное в WTF без согласия Кукивон. Наличие недосигаемых Мастеров очень удобно как торговый знак, как аксиомный непогрешимый источник, прощающий бездействие, а подчас и не состоятельность функционеров и последователей. Если в силу консерватизма организации, в ней нет диалектического развития полученного наследия, значит она создана сама для себя, отметающая всё что не укладывается в кем то поставленные рамки. Ещё раз напомню слова глубоко уважаемого мной М. Уэсиба:"...Цель занятий Айкидо - это занятия Айкидо". Позвольте спросить окружающих насколько интересно Танку Эботу когда он крушит противника, что имел ввиду М. Ояма запрещая удары в голову. И как Вы думаете изучали бы самураи автомат Калашникова в своих Рю если бы он попал на острова так же как когда то попал мечь Тай-дзы-дзюань, постепенно переродившийся в Катану.
Штампы и Мистика убивают самое главное, свободу творчества и инициативу.
Никого не хотел оскорбить, а если это произшло прошу меня извинить, всего лишь высказывал своё мнение на очень важную проблему.
С уважением А. Кочергин

Dmitry
Сообщения: 1722
Зарегистрирован: Ср мар 30, 2005 17:29
Откуда: Москва

Сообщение Dmitry » Чт авг 30, 2001 16:08

Копирование движений мастера в качестве средства обучения имеет достоинства и недостатки и должно применяться разумно. Жесткое следование форме даже вопреки собственным ощущениям более свойственно осовременившимся японским системам (никого не хотел обидеть) и то не всем. В целом это просчет учителя, который не понимает, что у каждого обучаемого могут быть свои психологические (слишком сильный инстинкт самосохранения заставляющий отскакивать от атаки вопреки всему выученному) и физические особенности (допустим по подвижности суставов в разных плоскостях). Спортивные стили БИ подлинными БИ не являются. Их цель - победа в соревнованиях по спаррингу с массой ограничений и в чемпионатах по красивым позам (тао и ката). Это вроде фигурного катания или гимнастики, в этих же видах спорта нас не удивляет судейство по точности воспроизведения поз и движений. Просто не нужно путать спортивные единоборства (по сути спорт) и истинное боевое искусство (спортом ни в коей мере не являющееся).
Добивающий удар также необходим, как точка в конце предложения. У.Фейрберн

А. Кочергин

Сообщение А. Кочергин » Чт авг 30, 2001 16:49

Безусловно согласен с Дмитрием! У Миямото Мусаси, было три ученика и он учил их вопросам жизни и смерти. То, что из себя представляют популярные ныне виды БИ, японскими назвать крайне затруднительно, хотя бы ввиду их американизированной коммерциализации. "Чем больше занимается народу тем лучше!" - девиз любой спортивной организации, а почему? Да потому что больше авторитетность, общественный вес и примитивно больше денег. Безусловно уважаемый мной М. Ояма, был очень богатым человеком, всё что он нажил непосильным трудом, он заработал на раскручивании Кёкусинкай и помогли ему в этом не только фенаменальные боевые качества (скольких мастеров мы не знаем...), а умело поставленный промоушн и маркетинговая политика. Деньги ни кому особенно не мешали, но смешение котлет с мухами вещь неаппетитная. Хочешь драться - дерись, хочешь чувствовать себя членом элитного клана и смотреть свысока на окружающих, плоти деньги, сдавай за эти же деньги на пояса и чувствуй себя особенным. Не в коей мере не ставлю под сомнение боевые качества бойцов Кёкусинкай, и их кровью заработанные пояса, имею среди них много друзей, хожу на все соревнования и абсолютно убеждён, что данный вид каратэ один из самых мужественных и атлетичных. Но совершенно уверен, что не будь черезмерной привязки (финансовой в том числе) к очередной штаб - квартире, не будь многочисленных попыток многочисленных учеников Мастера открыть "свою" федерацию, ничего не меняя ни в содержании тренировочного процесса, ни в правилах (по сути), а приследуя только личные амбиции и меркантильные интересы. Скольких бы дрязг и интриг можно было избежать. Ну и ещё раз повторюсь, мальчик приходящий в любую секцию связанную с противостоянием противнику (бокс, борьба, каратэ...и т.д.) хочет прежде всего научится драться, а в итоге уже грезит "общепринятым" желанием стать чемпионом клуба, города, страны, мира наконец. Чем плохи эти мечты, да ничем, всё хорошо, но научился ли он драться, не прибьют ли чемпиона мира в подворотне. Чемпион России по каратэ, обладатель 3 дан Тхэквон до WTF Алексей Нохрин поругался в автобусе с двумя отморозками выйдя на остановку он и моргнуть не успел, как под ногами оказался, хорошо не убили, и это при его весе в 90кг и огромном спортивном опыте!
Возможно был через чур резок, никого не хотел оскорбить и уж точно не пытался критиковать, уважаю всех людей в кимано!
Сихан А. Кочергин 5 дан

Марьянко А.

Сообщение Марьянко А. » Чт авг 30, 2001 17:04

Оставляя в стороне тему традиционных "священных войн" типа "спортивные БИ против традиционных БИ" или "спортсмены против физкультурников" как к делу не относящуюся, по существу вопроса могу предположить следующую гипотезу.
Сила автортета - это очень серьезно не только в БИ, но и в фундаментальной науке, политике и искусстве. Подавляющее большинство "ниспровергателей" в сущности шарлатаны, т.к. за определенным ниспровергаемым именем часто стоят не только деньги и коммерция, но и более чем серьезный опыт и практика предыдущих исследователей, которые "авторитет" сумел правильно применить и развить. Попытки "ниспровергателей", будучи направленные формально на авторитет, посягают на всю цельную сложившуюся систему. Только единицы крайне редко действительно находят некий особый угол зрения, позволяющий не отменить предыдущий опыт, но довольно серьезно его пересмотреть. Такие люди попадают в историю как "гении".
Более часты "изобретатели", которые действительно видят слабые места у системы знаний авторитета (никто не в силах объять необъятное!) и пытаются слегка модернизировать его систему, не трогая первооснов. Они могут вполне успешно создавать собственные школы и направления и оставить значимый след в истории. Это, в конечном итоге, определяется только их напористостью и амбициозностью - менее тщеславные совершенствователи вполне довольны местом "рационализаторов" под крылышком авторитета.
Восточный подход к авторитету по своему оправдан ибо открыто выступить против Мастера может себе позволить тот, кто сочетает в себе не только талантливого и амбициозного изобретателя, но и довольно сильную личность, не боящуюся пойти на разрыв со "вскормившим" его направлением. В европейской традиции, к примеру, отношение к таким "отщепенцам", намного мягче. Если в восточной системе "отщепенец" уцелел то он сам, как сильная личность, создает свою школу и все начинается по новой. Это как в одной вьетнамской сказке про непобедимого дракона, охранявшего сокровища: тот, кому удавалось его победить, сам тотчас становился таким же драконом при виде сокровищ.

А. Кочергин

Сообщение А. Кочергин » Чт авг 30, 2001 17:27

Очень разумное дополнение. Измученный мной Осенсей М.Уэсиба (да простят меня Айкидоки) был по сути ренегатом, потому что порвал со своим ещё живым мастером и создал на основе полученных от него знаний школу (Айкидо), даже не получив от него благославления. Последователи даже почитают тот факт, что когда бывшие сотоварищи пришли наказать его за это преступление он сумел уговорить их не убивать его, что (по мнению почитателей) подтверждает его талант. Про дракона очень точно, но Вы Александр видимо не совсем точно поняли, что имелось мной ввиду когда я начал эту тему, меня не беспокоят звёздные мастера, мне с ними никогда не сидеть (хотя бы по причине того, что я русский), меня беспокоит факт безоговорочной недопустимости иных методических мнений, кроме тех, что оставил после себя Великий Мастер. Хотя тот же Адзума, был 7-и кратным чемпионом Японии по Кёкусинкай (если я не ошибаюсь), благополучно (хлопнув дверью) ушёл и создал действительно свой стиль. Авторитетов стоит уважать хотя бы за тот путь который они проделали до своих высот, но не принимать бездумно всё что они посылают простым смертным. Ещё раз повторюсь - "...Не сотвори себе кумира..."
С уважением А. Кочергин

Марьянко А.

Сообщение Марьянко А. » Чт авг 30, 2001 17:45

Андрей, проблема тут именно в восточном менталите. Например, если в Европе царедворец, убедившй монарха в правильности своего решения, мог расценивать успех и, частично, как свой собственный, то в том же Китае царедворец должен был приползти к Владыке и убедить его что какое-то решение на самом деле является Мудрейшим Решением самого Владыки Поднебесной. И ни-ни даже подумать, что это он соавтор успеха, если Владыка не послал его лесом!
В предложенной Вами ситуации правльнее бы было (с точки зрения восточного человека) подойти к Мастеру наедине и восхититься тем, что повернутая чуть иным образом нога Почтеннейшего Учителя обеспечивает совершенно иные возможности. После этого следовало нижайше попросить пояснений. Тогда, возможно, изменение бы и было внесено от имени Мастера ибо человек - ничто, а путь - все :o{)} Именно такую тактику использует восточный "рационализатор", который не только должен быть не глуп, но и должен умело скрывать это дабы не обидеть Мастера, которому по штату полагается быть тут самым умным.

А. Кочергин

Сообщение А. Кочергин » Чт авг 30, 2001 17:55

Да с японцами давно всё понятно, я не про них разговор начал. Меня коробит косность наших родных российских, даже умозрительно не позволяющих себе усомнится в АБСОЛЮТНОСТИ Своего Мастера. Не совсем удобно, но когда я веду занятия, то всегда предупреждаю, что каждый кто посчитает себя оскорблённым, униженным или не согласным с тем что я делаю (а характер у меня упаси...) может расколоть мне голову (если получится конечно) и никаких заискивающих взглядов, все равны, но я видимо знаю чуть больше, поэтому пока нужен (очень прагматично, правда?). Предпочитаю военный подход в обучении, а не мистическо - клановый.

Иштван ( Танто )

Сообщение Иштван ( Танто ) » Сб сен 01, 2001 11:24

Да!
Наконец я смог прочитать то и в той форме, что я
давно ищю. И я рад, что именно от Андрея.
Теперь можно сказать, что практика не разходится
с теорией. Ведь было долгое молчание после моей
рецензии, не так ли, Андрей ? И я подумал, что .....
Или я не о том написал рецензию, о чём ожыдалось ?
Это возможно.
Но надеюсь, что написанное искренне Ваше в ДУШЕ .
Мне очень нравится один яп. трактат: в переводе вроде
" Следуй не за мастером, а тому, чему он следовал"
Идее, а не личности.
С уважением
Иштван (Танто)

А. Кочергин

Сообщение А. Кочергин » Пн сен 03, 2001 14:18

Иштван, дорогой, чего Ты там надумал, про незамысловатого, гладковыбритого человека. Когда я что то думаю про товарища он узнаёт об этом первый, никаких домыслов или молчанки, такова моя жизненная позиция, уже многие годы. Только приблежённая к абсолюту открытость позволяет избегать домыслов в отношении человека, меня в данном случае.
С Уважением А. Кочергин

АлМаз
Сообщения: 126
Зарегистрирован: Чт окт 11, 2007 16:26
Откуда: г.Киев,Украина

Сообщение АлМаз » Чт июл 09, 2009 0:57

Вы правы,Андрей.В одном клубе кекусинкай увидел исполнение мае- гери местного сансея.Спросил,почему так."Посмотри поздние видео Оямы"-был ответ.Видео мастера за 70 были сняты более для семейного архива,но отнюдь не для демонстрации кихона.Старик,выдающийся,заслуженный мастер,но старик выполнял технику ката. Увидев пошли следовать последним записям Оямы не вдаваясь в суть отснятого материала.Даже не останавливая внимания на его учениках,которые оттачивали кихон,на его(Оямы) тренировках. Можно прикрыться ссылкой на авторитеты,тем самым переложив на их плечи недостаток собственного мастерства,трудолюбия и таланта тренера.Поэтому всем своим ученикам говорю:"Вам никогда не сделать так,как делаю я.Но и я не буду пытаться делать,как вы.Только результат действия главенствует в бою,а не его формально правильное выполнениеПотому,что все индивидуальны.Это надо ценить."И ребятки не боятся думать,экспериментировать на базе того,что им даю.Приятно смотреть,видеть результат,рост .

Задумчивый лось
Сообщения: 2533
Зарегистрирован: Чт янв 18, 2007 13:29
Откуда: каратэ

Сообщение Задумчивый лось » Чт июл 09, 2009 2:10

Мне кажется, что изначально человек все же должен стремиться к некому эталлону качества т.к. у нулевых людей ничего нет вообще. Став мастером каратэ (настоящим, а не по поясам:)), чем бы человек не занимался - у него будет свой стиль и будет свое выполнение техники. Основа любой школы - это некие каноны, которым все следуют и к которым все стремятся. Если этого не будет - не будет стабильного результата. Человек должен учиться бить апперкот определенным образом с самого начала и менять технику его нанесения на середине "пути" не стоит. А вот когда его ноги и руки стали жесткими и резкими, он все равно не будет бить как все - так уж повелось. Многие мастера, став такими и получив свой почерк, решили что этот "почерк" и есть то, к чему стоит стремиться. При этом они открывают свои школы и учат драться по-другому. Их системы эффективны, тем не менее, они не внесли ничего революционного в каратэ. Они просто предложили людям пересесть с "бмв" на "мерседес". И это в лучшем случае. Часто пересадка происходит на "опель" и даже на "жигули". По большому счету, каратэ отличается только правилами. Заставь шотоканцев драться по правилам кудо и уже через пару лет вы их не отличите, хотя методики могут и не особо поменяться. То же самое касается революций в кекусине - сильно ли ашихара от него отличается? Увы, не особо. А ведь ката совсем другие, методика более логичная и т.д. Значит главное - выстроенная четкая методика, которой новичек может следовать, не сбиваясь по пути. При этом то, какая она, хоть и важно, но не особо сильно. Примером могут послужить "качественные продукты" практически всех известных стилей. Анди Хуг, Мачида, и т.д. Причем это только известные люди. Меня вот с недавних пор таэквондо впечатлять стало. Особенно когда мне друг рассказал как один таэквондист руками боксеров уделал. При этом удары ногами его мягко выражаясь, очень впечатлили. А человек много повидавший и совсем не впечатлительный.
А про разбивание льдин можно понять. В любой школе с признаками секты (только с признаками) есть авторитет. Этому авторитету все поклоняются т.к. любое непоклонение сломает его авторитет. Любой человек, поставивший под сомнение способности или слова авторитета всегда будет бит и изгнан в той или иной степени. Я конечно же утрировал и кудо сектой не считаю. Тем не менее, в отличии от того же кекусина в кудло присутствует поклонение одному человеку. Также, все бразды правления российского кудо в одних руках. При Ояме с кекусином было также. Шотокан в этом плане либеральнее, однако и там есть такие элементы. Хорошо это или плохо? Да кто его знает. Для инструктора плохо - ведь разойдясь во мнениях с тем же Адзумой, ты не сможешь преподавать кудо. Для любителя возможно, это скорее хорошо - порядка больше, есть единая для всех система соревнований, разрядов и т.д. Но это уже другой вопрос, более сложный...

тима
Сообщения: 109
Зарегистрирован: Пт янв 16, 2009 22:26

Сообщение тима » Чт июл 09, 2009 14:01

простите А. Николаевич у вас щас 5 сихан или ханши ? модератор терм говорил что сейчас ханши.

Багилов Ибрагим
Сообщения: 1322
Зарегистрирован: Ср авг 10, 2005 11:47
Откуда: Уфа (Башкортостан)
Контактная информация:

Сообщение Багилов Ибрагим » Чт июл 09, 2009 14:08

тима, какая разница?
С уважением Багилов Ибрагим. Россия г.Уфа

Ответить