Небесный воин (Ко дню победы)

Форум посвящённый Религии. Психологии и нравственности. Сатанистам и слабоумным просьба не мусорить.
Ответить
Крейсер_Варяг
Сообщения: 1047
Зарегистрирован: Сб мар 27, 2010 20:10

Небесный воин (Ко дню победы)

Сообщение Крейсер_Варяг » Пт май 06, 2011 13:05

"Имя алматинца Василия Леонтьевича Жовтого хорошо знакомо тем, кто так или иначе связан с авиацией (и живёт в Алма-Ате). Гвардии полковник в отставке, начальник штаба учреждения "Аэроклуб общественного объединения "Отан" РК недавно удостоен высшей награды Франции – ордена Почетного легиона, поскольку в свое время служил в легендарном полку "Нормандия – Неман".
Мы встретились с Василием Леонтьевичем в учебной комнате аэроклуба – здесь он проводит занятия с молодыми пилотами-любителями. Но предметом нашего разговора стали события периода Второй мировой войны. Особенно интересно было услышать воспоминания ветерана, касающиеся французских летчиков, – тех, с кем нашему собеседнику пришлось служить, как говорится, бок о бок.
– В 1940 году я поступил в Борисоглебскую двухгодичную авиашколу имени Валерия Чкалова, где готовили летчиков-истребителей, – рассказывает Василий Леонтьевич. – Выпуск был краткосрочным. В августе 1941-го нам предстояло осваивать самолеты Иа-16 (в шутку их тогда называли не иначе как "ишачок": они были вертлявые и неустойчивые). Впереди был фронт, Белгородское направление, 6-я авиагруппа.
А в декабре все того же 41-го Василий Жовтый направляется в Конотопское авиационное училище командиров-звеньевых. Спустя год училище эвакуируют в Ферганскую долину, точнее, в поселок Ленинабад. В 1943 году, окончив училище, в чине офицера он прибывает в учебный авиацентр Саратовской области – на аэродром Богай-Барановка. Боевые полки, прибывающие с фронта, осваивали здесь новую технику: истребители Яковлева и Лавочкина, которые поставлялись из США и Англии в соответствии со специальным экономическим договором.
Вскоре Василий Леонтьевич получает известие о гибели брата и настойчиво просится на фронт: ненависть к врагу переполняла все его существо. Его просьбу удовлетворили, направив в 1944 году на 3-й Белорусский фронт. Ему предстояло сражаться в 18-м гвардейском Витебском дважды Краснознаменном истребительном авиаполку, входившем в 303-ю истребительно-авиационную дивизию 1-й Воздушной армии. Авиаполк дислоцировался в Восточной Пруссии, на аэродроме Фридланд. Там же находился и полк "Нормандия – Неман". Правда, сначала существовала эскадрилья, о которой так проникновенно пел Марк Бернес в песне М. Фрадкина и Е. Долматовского "Воспоминания об эскадрилье "Нормандия – Неман". Но те детали, которые сохранила ясная память нашего собеседника, ни в песне, ни в фильме не отыщешь, – они эксклюзивны.
Французские асы:
на земле и в воздухе
– Как вы понимаете, французские летчики были детьми другого мира, – говорит Василий Леонтьевич. – Мы придерживались известного принципа "Один за всех и все за одного", а они говорили так: "Один Бог за всех, а каждый сам за себя". Ощущали себя этакими рыцарями. Вспомните Дон Кихота Ламанчского – он стремился сам, и только сам, одержать победу, не нуждаясь ни в чьей помощи. Нечто подобное можно было наблюдать и у французов. Разумеется, наши асы пытались их в этом плане перевоспитать.
В конце 1944 года полк вызвали в Москву. От имени советского и французского командования в присутствии генерала де Голля многие летчики были удостоены ряда наград. В частности, звания Герой Советского Союза (посмертно) был удостоен Марсель Лефевр, самолет которого был подбит в бою. На пылающем истребителе он долетел до нейт­ральной полосы, а на земле его "отбили" танкисты. К несчастью, герой получил ожоги, не совместимые с жизнью.
В полку "Нормандия – Неман" служил и… маркиз. Его звали Роллан де Ляпуап. Что интересно: у себя на родине он изучил русский язык. Говорил очень неплохо, и мы его считали своим.
Другой пилот – Жан Марке был чемпионом Европы по высшему пилотажу еще до войны.
В январе 1945 года полк "Нормандия – Неман", находясь на вершине совершенно заслуженной славы, уничтоживший 267 самолетов противника, понес невосполнимые потери. Из шестидесяти одного летчика в живых остались только двадцать четыре.
– Я вижу здесь несколько причин, – продолжает наш собеседник. – Полк был несколько ослаблен, поскольку накануне, в декабре, комполка Пьер Пуйяд и десять летчиков отбыли домой в связи с окончанием контракта. На место убывшего командира был назначен майор Луи Дельфино, волевой, отважный, честный.
– Нам очень нравились его манеры, и мы старались брать с него пример. Лично у меня сложилось такое мнение: именно таким и должен быть настоящий офицер. Впервые довелось увидеть Дельфино в большом зале на каком-то празднике. Помнится, я подошел к нему и говорю: "Разрешите задать вопрос?" А его познания в русском были не очень: слово "вопрос" он понял, как слово "папироса". Достал серебряный портсигар и раскрыл передо мной. Я впервые увидел перед собой настоящее серебро! Но… покраснел до ушей и давай извиняться: дескать, вопрос у меня… Мои товарищи, правда, не растерялись: увидев раскрытый портсигар, решили, что француз угощает всех желающих, и расхватали сигареты в одну минуту. Позже я все-таки задал свой вопрос и узнал, что месье Дельфино находится в чине майора.
Что еще можно поведать об этом человеке? Своих пилотов он держал в ежовых рукавицах, а с нами, молодыми, обращался, как наседка с цыплятами (нас, к слову, было человек восемь). Бывало, сидим в столовой, вдруг кто-то крикнет: "Луи на посадку идет!" Нас из-за стола как ветром сдует – бежим к нему и едва ли не на руках из кабины вытаскиваем. И еще такая деталь: он превосходно владел стекой. У французской аристократии эта черная эбонитовая палочка использовалась как указка. Стекой командир мог указать на подчиненного, обратиться к нему. Разумеется, нам тоже хотелось перенять такие манеры, но где взять стеку? Додумались – стали вырезать из лозы. Правда, такая стека больно задевала по ушам, когда мы ею начинали манипулировать.
Бесценный опыт
В завершение хочется подчеркнуть: у французских пилотов была высочайшая степень боевой подготовки. Они умели выжать из боевой техники (в ту пору уже были самолеты Як-3) все, что было заложено конструкторской мыслью. Отлично пилотировали, прекрасно владели тактическими приемами, перенятыми, кстати, и от наших асов. Это они искали противника, а не он их. Более того, на этом этапе враг уже их боялся – это было заметно в боях.
Кстати, есть все основания предполагать, что французская пилотесса Франсуаза Жеминель, покорившая мир своим высшим пилотажем, тоже использовала школу пилотов "Нормандия – Неман". Боевой опыт, техника высшего пилотажа и высочайшая духовность французских пилотов не исчезли и не канули в Лету. Люди завершают свой путь, но их дела, как известно, остаются в веках.

Валентина ВАНКЕВИЧ
Фото Мэлса Етекбаева

Наша справка
Двадцать пятого ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. Четвертого декабря она была сформирована в Иванове. По желанию личного состава военному соединению было присвоено наименование "Нормандия".
Двадцать второго марта 1943 года эскадрилья была направлена на Западный фронт, затем на ее базе произошло формирование истребительного авиаполка "Нормандия", названного так в честь французской провинции, значительно пострадавшей от немецкой оккупации. За успешное участие в боях по форсированию Немана и за мужество, проявленное в боях по освобождению Литвы, приказом Верховного главнокомандующего полку было присвоено наименование "Неманский". Впоследствии за полком укрепилось название "Нормандия – Неман".
Двадцатого июня 1945 года французские летчики на 41 боевом самолете Як-3, подаренном Советским Союзом, вылетели на родину. Во Франции истребители Як-3 состояли на вооружении до 1956 года."

Источник: http://vecher.kz/index2.php?S=6-2010121 ... e767250f9c

"Уже после войны (1979г.) пришел в алматинский аэроклуб Василий Леонтьевич Жовтый. В годы лихолетья он был летчиком-инструктором в истребительном ордена Почетного легиона “Большого креста с пальмой”, “Креста освобождения” полку “Нормандия-Неман”, потом славно воевал на Дальнем Востоке по ликвидации очага войны в Восточном Китае и Корее. После войны продолжал службу в Военно-воздушных силах СССР. В Алматинском аэроклубе за четверть века подготовил многих летчиков-спортсменов, среди которых есть абсолютные чемпионы мира и Азиатского континента, в их числе Валентин и Елена Валявины, Инесса Степанова, Валерий Турламбаев и другие. Отрадно заметить, что в алматинском аэроклубе прошли подготовку у Василия Леонтьевича космонавт Талгат Мусабаев, ныне заместитель начальника Российской воздушной инженерной академии имени Жуковского, и Мухтар Айтмаханов, который в январе 2002 года зачислен в группу космонавтов от Казахстана.
И сегодня В.Л.Жовтый является начальником штаба алматинского аэроклуба, и несмотря на возраст (1921 года рождения), ветеран не сдает позиции и обучает летному делу молодое поколение. За ратные и трудовые дела Василий Леонтьевич награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы КНР и за освобождение Кореи."
Источник: http://www.np.kz/old/2005/14/rludi1.html

"Алматинец Василий Жовтый представлен к высшей награде Франции – ордену Почетного легиона
29.03.2010
Лаура Кунекова

Таким образом правительство европейской страны решило отметить заслуги летчика легендарного советско-французского авиаполка «Нормандия-Неман». В Париже о ветеране узнали благодаря создателям документального фильма, который к юбилею Великой Победы готовит телеканал КТК.

Документальный фильм КТК под рабочим названием «Моя Нормандия» посвящен ветеранам знаменитого франко-советского авиаполка «Нормандия-Неман». Он был создан во время второй мировой войны по инициативе Шарля де Голля. Из оккупированной фашистами Франции в СССР отправили более 70 летчиков и авиамехаников. На советских «Яках» бок об бок бились с врагом французские и советские асы.

Рене Барки – почетный председатель ассоциации ветеранов авиаполка. Приехал в Казахстан, чтобы лично познакомиться с пилотом «Нормандия-Неман» Василием Жовтым и передать ему привет от однополчан.

Рене Барки:

- К сожалению, во Франции история «Нормандия-Неман» почти забыта. В ваших странах, бывших СССР, это в школах еще можно, есть с кем встречаться, передавать это дело. У нас это с большим усилием надо делать. Но все равно, пока силы есть, руки есть, мы сделаем.

Бывший летчик-истребитель Василий Леонтьевич Жовтый в свои 88 лет до сих пор пилотирует самолеты. Он с трепетом вспоминает службу в легендарном авиаполку.

Василий Жовтый:

- Это были самые высокие патриоты их отечества за всю историю его существования. Норманны – это особая, это великая страница в истории великого народа. Вот почему я здесь.

В Казахстане сегодня живет еще один член авиаполка. Ветеран войны Николай Ветров стал первым в нашей стране кавалером ордена Почетного легиона. Он тоже один из героев документального фильма, премьера которого состоится на нашем канале в преддверии 65-летия Великой победы."
http://www.ktk.kz/ru/news/video/2010/3/29/7853

Василий Леонтьевич Жовтый до сих пор является начальником штаба учреждения "Аэроклуб общественного объединения "Отан" РК (Приемник ДОСААФ) преподаёт лётное дело и летает "когда доктор не видит" не смотря на свои 90 лет. Неоднократно его видел на различных авиа-мероприятиях и аэродроме "Байсерке" где базируется аэроклуб.

С наступающим праздником дорогие ветераны и братья!
Наверх вы, товарищи, все по местам
Последний парад наступает.
Врагу не сдаётся наш гордый "Варяг",
Пощады никто не желает!

Строим храм: http://xram-vladimira.kg/

Ответить