Книга Иова и тема отчаяния (уныния) в жизни человека
-
- Сообщения: 3139
- Зарегистрирован: Ср июл 15, 2009 13:35
Книга Иова и тема отчаяния (уныния) в жизни человека
Книгу Иова читал давно, еще в университете...
Вопросы:
1) Является ли отчаяние (уныние) грехом?
2) Есть ли более тяжкие грехи, чем отчаяние (уныние)?
3) Чем грозит долгое пребывание в состоянии отчаяния (уныния)?
4) Как бороться с отчаянием (унынием)?
Извините, что сумбурно и бессистемно...
Вопросы:
1) Является ли отчаяние (уныние) грехом?
2) Есть ли более тяжкие грехи, чем отчаяние (уныние)?
3) Чем грозит долгое пребывание в состоянии отчаяния (уныния)?
4) Как бороться с отчаянием (унынием)?
Извините, что сумбурно и бессистемно...
Последний раз редактировалось Форвард Вс мар 13, 2011 18:37, всего редактировалось 2 раза.
-
- Сообщения: 401
- Зарегистрирован: Вс июл 29, 2007 16:03
- Откуда: Крым, Севастополь
Уныние ведёт за собой отчаяние и как следствие отказ от любой борьбы (духовной , телесной, с греховными помыслами и т.д.) А человек который уже не делается лучше становиться только хуже.
Так что:
1) ДА.
2) Думаю что нет.
3) Ответил выше.
4) Верой в Бога. Поиском Царства Небесного и правды Его.
Так что:
1) ДА.
2) Думаю что нет.
3) Ответил выше.
4) Верой в Бога. Поиском Царства Небесного и правды Его.
-
- Сообщения: 1425
- Зарегистрирован: Ср июл 15, 2009 17:15
Удивлен, что в названии темы заявлено "отчаяние" а на поверку - "уныние".
По скромному мнению выпускника ПТУ, коим я являюсь, отчаяние является неотъемлемой частью акта творчества при переходе от одного качественного уровня к другому. Другими словами: акт творения невозможен без преодоления "барьера" отчаяния.
По скромному мнению выпускника ПТУ, коим я являюсь, отчаяние является неотъемлемой частью акта творчества при переходе от одного качественного уровня к другому. Другими словами: акт творения невозможен без преодоления "барьера" отчаяния.
-
- Сообщения: 3139
- Зарегистрирован: Ср июл 15, 2009 13:35
Спасибо, Николай, что указали на ошибку. Написал и даже не заметил.Николай_ПТУ писал(а):Удивлен, что в названии темы заявлено "отчаяние" а на поверку - "уныние".
По скромному мнению выпускника ПТУ, коим я являюсь, отчаяние является неотъемлемой частью акта творчества при переходе от одного качественного уровня к другому. Другими словами: акт творения невозможен без преодоления "барьера" отчаяния.
Прошу в данной теме "уныние" и "отчаяние" рассматривать как синонимы.
-
- Сообщения: 62
- Зарегистрирован: Вт фев 01, 2011 16:20
- Откуда: Саратов
Прп. Иоанн Лествичник. Лествица, Слово 13 "Об унынии и лености":Форвард писал(а):Книгу Иова читал давно, еще в университете...
Вопросы:
4) Как бороться с отчаянием (унынием)?
1. Уныние часто бывает одною из отраслей, одним из первых исчадий многословия, как мы уже и прежде сказали; потому мы сей порок и поставили здесь, как на месте приличном ему, в лукавой цепи страстей.
2. Уныние есть расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение иноческого подвига, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгатель Бога, будто он немилосерд и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко как железо, в рукоделии безленостно, в послушании лицемерно.
3. Муж послушливый не знает уныния, чрез чувственные дела исправляя мысленные и духовные (делания).
4. Общежитие противно унынию, а мужу пребывающему в безмолвии оно всегдашний сожитель, прежде смерти оно от него не отступит, и до кончины его на всякий день будет бороть его. Увидев келлию отшельника, (уныние) улыбается, и приблизившись к нему, вселяется подле него.
5. Врач посещает больных поутру, а уныние находит на подвижников около полудня.
6. Уныние подущает к странноприимству; увещевает подавать милостыню от рукоделья; усердно побуждает посещать больных; напоминает о Том, Который сказал: болен бых, и придосте ко Мне (Матф. 25, 36); увещевает посещать скорбящих и малодушествующих; и будучи само малодушно, внушает утешать малодушных.
7. Ставшим на молитву сей лукавый дух напоминает о нужных делах, и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь нас от собеседования с Господом, как оборотью, каким-либо благовидным предлогом.
8. Бес уныния производит трехчасовое [1] дрожание, боль в голове, жар, боль в животе; когда же настанет девятый час, дает немного возникнуть; а когда уже и трапеза предложена, понуждает соскочить с одра; но потом, в час молитвы, снова отягощает тело; стоящих на молитве он погружает в сон, и в безвременных зеваниях похищает стихи из уст.
9. Каждая из прочих страстей упраздняется одною, какою-нибудь противною ей добродетелью; уныние же для инока есть всепоражающая смерть.
10. Мужественная душа воскрешает и умерший ум; уныние же и леность расточают все богатство. Но как из всех восьми предводителей злобы дух уныния есть тягчайший, то поступим и с ним по тому же порядку, как с другими; однако прибавим еще следующее.
11. Когда нет псалмопения, тогда и уныние не является; и глаза, которые закрывались от дремоты, во время правила открываются, как только оно кончилось.
12. Во время уныния обнаруживаются подвижники [2]; и ничто столько венцов не доставляет иноку, как уныние [3].
13. Наблюдай и увидишь, что оно борет тех, которые стоят на ногах, склоняя их к тому, чтобы сели; а сидящих увещевает приклониться к стене; оно заставляет посмотреть в окно келлии, побуждает производить стук и топот ногами. Плачущий о себе не знает уныния.
14. Свяжем теперь и сего мучителя памятию о наших согрешениях; станем бить его рукоделием, повлечем его размышлением о будущих благах; и когда оно предстанет нам, предложим ему подобающие вопросы.
15. Итак, скажи нам, о ты, нерадивый и расслабленный, кто есть зле родивший тебя? и какие твои исчадия? Кто суть воюющие против тебя? и кто убийца твой? Он отвечает: „в истинных послушниках я не имею где главу подклонить; а имею для себя место в безмолвниках, и с ними живу. Родительницы у меня многие: иногда бесчувствие души, иногда забвение небесных благ, а иногда и чрезмерность трудов. Исчадия мои, со мною пребывающие: перемены местопребываний, пренебрежение повелений отца духовного. Непамятование о последнем суде, а иногда и оставление монашеского обета. А противники мои, которые связывают меня ныне, суть псалмопение с рукоделием. Враг мой есть помышление о смерти; умерщвляет же меня молитва с твердою надеждою сподобиться вечных благ; а кто родил молитву, о том ее и спросите.
-
- Сообщения: 5818
- Зарегистрирован: Пт окт 03, 2008 13:26
Я встретил очень удачное определение уныния у одного современного священника: "Уныние - это внутреннее нытье...". Во всяком случае, ко мне, как хронически подверженному этому душевному недугу, это определение позволило глубже познать свой недуг.
Я склонен "быть недоволен судьбой", считать, что "я что-то недополучил в этой жизни". Выраженное словами, это недовольство есть ропот на Бога. Когда насильно заставляешь себя смириться с волей Божией, тогда начинает одолевать "внутреннее нытье" - ропот на Бога переходит из "сознания" в "подсознание", недовольство проявляется во внутреннем противлении выполнению всех обязанностей жизненного цикла.
Все начинмет валиться из рук, порождая новые волны уныния. Приходится или отступать (часто бывает), или делать волевое усилие по обретению подлинной свободы, которая, по моему определению, есть непринужденное, по любви, следование воли Бога обо мне лично. Осознавая (а точнее - любовно созерцая) тот факт, что Бог лучше знает, что мне нужно, а что неполезно - обретаешь еще одну степень подлинной свободы, свободы о Господе.
Но это очень трудно дается моей расслабленной, растленной душонке.
Я склонен "быть недоволен судьбой", считать, что "я что-то недополучил в этой жизни". Выраженное словами, это недовольство есть ропот на Бога. Когда насильно заставляешь себя смириться с волей Божией, тогда начинает одолевать "внутреннее нытье" - ропот на Бога переходит из "сознания" в "подсознание", недовольство проявляется во внутреннем противлении выполнению всех обязанностей жизненного цикла.
Все начинмет валиться из рук, порождая новые волны уныния. Приходится или отступать (часто бывает), или делать волевое усилие по обретению подлинной свободы, которая, по моему определению, есть непринужденное, по любви, следование воли Бога обо мне лично. Осознавая (а точнее - любовно созерцая) тот факт, что Бог лучше знает, что мне нужно, а что неполезно - обретаешь еще одну степень подлинной свободы, свободы о Господе.
Но это очень трудно дается моей расслабленной, растленной душонке.
Возношения Божия в гортани их и мечи обоюду остры в руках их (Пс.149,6)
-
- Сообщения: 7321
- Зарегистрирован: Чт дек 10, 2009 8:38
- Откуда: Белгород
- Контактная информация:
На мой взгляд, Книга Иова не об отчаянии и унынии.
Она о несокрушимой вере и надежде.
"Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться...". (с)
Она о несокрушимой вере и надежде.
"Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться...". (с)
-
- Сообщения: 5818
- Зарегистрирован: Пт окт 03, 2008 13:26
Да, я тоже так думаю.Сергей Рязанцев писал(а):На мой взгляд, Книга Иова не об отчаянии и унынии.
Она о несокрушимой вере и надежде.
Если говорить об унынии, то это скорее не Иов, а его жена.
А Иов, если и подверся унынию и ропоту, то уже в самом конце книги, но Господь видел его состояние, а, поскольку Он не дает искушаться сверх сил, которые Он же дал, то, сделав Иову отеческое внушение (Где ты был, когда Я полагал основание земли...), Господь прервал искушение Иова и воздал ему за терпение и верность множеством земных радостей.
Возношения Божия в гортани их и мечи обоюду остры в руках их (Пс.149,6)
-
- Сообщения: 5818
- Зарегистрирован: Пт окт 03, 2008 13:26
Вот, ИМХО, неплохой анализ некоторых причин уныния:
Там еще есть много советов.
http://orthodox.etel.ru/2002/11/depressia.htmНАШИ УБЕЖДЕНИЯ ПРИЧИНА НАШИХ СТРАДАНИЙ
Ниже приведен перечень 10 основных убеждений, способствующих возникновению и усилению депрессии:
1. Полярное мышление - склонность видеть все либо в черном, либо в белом свете. Склонность считать все неудачным, если были допущены мелкие недочеты. Это также склонность быть чрезмерно настойчивым и требовательным в отношениях с людьми.
2. Чрезмерные обобщения - склонность делать общие выводы по одному отрицательному факту. Свидетельствует о неумении видеть различие между конкретными ситуациями и оценивать каждую по отдельности.
3. Избирательное восприятие - отрицательный фон эмоций настраивает мысли на осуждение, фиксирует внимание на плохом.
4. Игнорирование положительных фактов - человек отказывается от поддержки окружающих ради сохранения своего пессимизма. Это также склонность упиваться своим горем.
5. Безосновательные выводы - человек подходит к оценке окружающих со своей меркой, берет малое количество информации и дополняет ее своими домыслами.
6. Преувеличение или преуменьшение значения происходящего (катастрофичное или упрощенное мышление) - человек склонен преувеличивать значение своих недостатков, преуменьшая данные ему Богом достоинства, таланты.
7. Использование эмоций вместо логики - человек склонен излишне доверять (потакать) своим чувствам, не проверяя их разумом, логикой и исповедью. Склонен приписывать другому свои желания.
8. Утверждения типа “Я должен” - человек печется и заботится о многом вместо того, чтобы разобраться: в чем действительно состоит долг? Человек также склонен принимать на себя излишнюю ответственность от других и за других, забывая о своей собственной.
9. Навешивание на себя и других ярлыков, в том числе ошибочных - человек склонен обозначать себя и других ярлыками типа “неудачник”, “двоечник” и т. д., тем самым лишая себя возможности действовать по преодолению ситуации (“Все это бесполезно, раз я “неудачник”).
10. Сосредоточенность на себе - склонность все, что не нравится в поведении других, расценивать как их желание специально навредить человеку. Человек забывает, что другие могут делать что-то ради своих целей, не преследуя при этом намерения навредить данному человеку.
Там еще есть много советов.
Возношения Божия в гортани их и мечи обоюду остры в руках их (Пс.149,6)
-
- Сообщения: 1758
- Зарегистрирован: Чт апр 07, 2005 15:51
Лучше и короче всех изрёк Великий Кормчий: - "наш путь извилист, но переспективы светлые.."
-
- Сообщения: 1
- Зарегистрирован: Чт мар 10, 2011 17:24
- Контактная информация:
Хотелось бы узнать обо всем поподробнее.
помогите разобраться с этим. Плетеная мебель
-
- Сообщения: 7321
- Зарегистрирован: Чт дек 10, 2009 8:38
- Откуда: Белгород
- Контактная информация:
"Уныние есть такое мрачное тоскливое душевное состояние, когда человеку все в жизни показывается лишь с темной стороны. Он ничему не радуется, его ничто не удовлетворяет, обстоятельства кажутся ему несносными, на все он ропщет, по всякому поводу раздражается - словом, сама жизнь бывает тогда ему в тягость. Приходит уныние, как учат святые Отцы, от той же праздности, от маловерия, неверия, от нераскаянности в своих грехах. К унынию могут привести и предшествовавший гнев или причиненные кому-либо обиды, отсутствие страха Божия, многословие или - неудачи в личной жизни, работе и тому подобные неприятности.
Вместе с тем очень часто само уныние приводит к другому, более опасному душевному состоянию, называемому отчаянием, когда человек нередко допускает мысль о преждевременной смерти и даже почитает ее уже существенным благом на пути своей земной жизни.
Предаться отчаянию значит прекратить связь с окружающим миром и не иметь общения с Источником нашей жизни - Богом. "Не хочу жить, пропал интерес к жизни, и нет в ней никакого смысла" - такие слова можно услышать от человека, одержимого отчаянием. Поскольку сей недуг весьма тяжек, то и Преподобный просит Господа избавить его от него. Порок этот таков, что надобно молиться против него настойчивой, неотступной молитвой. Сему и Сам Спаситель в Евангелии учит нас, говоря, что не должно никогда унывать, но должно всегда молиться (см.: Лк. 18, 1).
Настойчивая, постоянная молитва, соединенная с верою в силу молитвы и помощь Божию, восстановит связь с окружающим миром и сохранит от уныния. С молитвой же надо соединять и труд очищения своей совести в Таинстве Покаяния, чем также подается благодать Божия, укрепляющая наши духовные силы. Читать духовные книги и жить по заповедям Божиим - все это наилучшим способом будет предохранять от губительного духа уныния." (с)
Из проповеди архимандрита Кирилла (Павлова), духовника братии Троице-Сергиевой Лавры, с объяснением молитвы прп. Ефрема Сирина.
Вместе с тем очень часто само уныние приводит к другому, более опасному душевному состоянию, называемому отчаянием, когда человек нередко допускает мысль о преждевременной смерти и даже почитает ее уже существенным благом на пути своей земной жизни.
Предаться отчаянию значит прекратить связь с окружающим миром и не иметь общения с Источником нашей жизни - Богом. "Не хочу жить, пропал интерес к жизни, и нет в ней никакого смысла" - такие слова можно услышать от человека, одержимого отчаянием. Поскольку сей недуг весьма тяжек, то и Преподобный просит Господа избавить его от него. Порок этот таков, что надобно молиться против него настойчивой, неотступной молитвой. Сему и Сам Спаситель в Евангелии учит нас, говоря, что не должно никогда унывать, но должно всегда молиться (см.: Лк. 18, 1).
Настойчивая, постоянная молитва, соединенная с верою в силу молитвы и помощь Божию, восстановит связь с окружающим миром и сохранит от уныния. С молитвой же надо соединять и труд очищения своей совести в Таинстве Покаяния, чем также подается благодать Божия, укрепляющая наши духовные силы. Читать духовные книги и жить по заповедям Божиим - все это наилучшим способом будет предохранять от губительного духа уныния." (с)
Из проповеди архимандрита Кирилла (Павлова), духовника братии Троице-Сергиевой Лавры, с объяснением молитвы прп. Ефрема Сирина.
-
- Сообщения: 3139
- Зарегистрирован: Ср июл 15, 2009 13:35
"Все, что не убивает нас, делает нас сильнее" (Ф.Ницше).
-
- Сообщения: 7321
- Зарегистрирован: Чт дек 10, 2009 8:38
- Откуда: Белгород
- Контактная информация:
Довольно связная мысль для человека, умершего в психбольнице.Форвард писал(а):"Все, что не убивает нас, делает нас сильнее" (Ф.Ницше).
"По плодам их узнаете их". (Матф. 7:16)