Православное отношение к болезни.

Ссылки на книги и видео по боевым исскуствам и не только. Не жмись - поделись ;)
Ответить
elsy_Sergey_K
Сообщения: 2922
Зарегистрирован: Чт апр 15, 2010 21:08

Православное отношение к болезни.

Сообщение elsy_Sergey_K » Вт июн 12, 2012 21:37

Думаю, тема очень насущная, постараюсь дать некоторый обзор книги, которая мне показалась, очень интересной «…Войду в дом для пользы больного» М.: Издательство Душепопечительского Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского 2007. – 288 с. Духовник и руководитель Центра (работа с наркоманами) иеромонах Анатолий (Берестов) доктор медицинских наук, профессор. Электронного варианта не нашел, поэтому решил, буду перепечатывать постепенно сам, соответственно прошу немного потерпеть, для полного видения темы с разных возможных сторон. А так же повременить с обсуждением, чтобы текст получился цельным. Далее по тексту:

Православное отношение к болезни.

«Болезнь как друг, который хочет предостеречь меня: берегись, здесь ты сделал в жизни ошибку, здесь с тобою может случиться нечто серьезное.
Здоровье не принесет благо тому, кто, пользуясь им, обращает себя на служение делами плоти и погрязает в похоти.
«…Страдания есть следствие не только личных грехов, но также общей поврежденности и ограниченности человеческой природы, а потому должны переноситься с терпением и надеждой… Богу было угодно страдание соделать средством спасения и очищения, которое может быть действенным для каждого, кто переживает его со смирением и доверием ко всеблагой воле Божией.
…Когда человеческие средства исчерпаны, христианину надлежит вспомнить, что сила Божия совершается в человеческой немощи и что в самых глубинах страданий он способен встретиться со Христом, взявшим на себя наши немощи и болезни (Ис. 53,4)». Из «Основ социальной концепции Русской православной Церкви»» (С.240).

И.Ильин
Здоровье

«Как это томительно, все время думать о своем здоровье… вечно беречься, всего опасаться, обходиться без запрещенного и все спрашивать: не повредит ли мне то-то и то-то? Вся жизнь наполняется страхом и опасениями… Все время наблюдаешь за собой, живешь с оглядкой, становишься сам себе тюремным наблюдателем… Радость жизни исчезает. Душой овладевает мнительность, ипохондрия. Не жизнь, а прозябание. Кому и зачем нужна такая жизнь?»…
Так жаловался я однажды в письме к моему деду, когда у меня начался процесс в легких и я должен был лечь в санаторию на много месяцев. Вот была тоска! Один этот градусник три раза в день, который я называл тогда «тюрьмометром»… Я был молод, подвижен, разговорчив и как раз начал интересную научную работу, которая требовала постоянных справок в библиотеке и выписок. И еще одно: я был влюблен… и не уверен в ее отношении ко мне. Ах, как я тогда терзался!..
Милый мой дед… Он давно уже скончался… Но я сохранил его ответное письмо. Оно настолько значительно и глубокомысленно, что его следовало бы непременно напечатать. У моего деда философия вырастала из сердца, питалась созерцанием и сливалась с жизнью; но больших философских трудов после него не осталось.
Вот его письмо от слова до слова.
«Ах ты, мой нетерпеливец, - писал он мне. – Чего ты томишься? Ведь я по письму твоему слышу, как ты тоскуешь. Пожалуйста, успокойся и не мешай своему Врачу. Да нет, не санаторному, Бог с ним; он все равно будет делать свое дело. Я разумею твоего собственного, внутреннего Врача, с которым ты не в ладах. А ты о нем ничего и не знаешь? Тогда я должен рассказать тебе про него. Но ты изволь спокойно лечь, поудобнее. Вот так, на спину… Удобно? Ну и не напрягайся, не делай угрюмого лица! Если будешь предаваться мрачным мыслям, то ничего не услышишь и не поймешь из моего рассказа. Пожалуйста, не хмурь бровей. Дыши спокойно и глубоко, будто заснуть хочешь. Ну вот, а теперь слушай меня сердцем и внутренне проверяй каждое мое слово.
У всякого из нас есть свой собственный, внутренний Врач. Его нельзя ни видеть, ни слышать. Он ведет скрытую, таинственную жизнь и не отвечает на прямые вопросы. Но к нему можно и должно «прислушиваться». Изредка мы его видим во сне, но обыкновенно не знаем, что это он. Тогда нам снится какой-то симпатичный, дружелюбный человек, к которому мы питаем полное доверие; он очень благожелателен, сопровождает нас, молча помогает нам в делах и устраняет всякие неприятности; обычно мы не видим даже его облика, он живет как будто в тени; мы чувствуем только доброе и заботливое существо, и просыпаемся с чувством благодарности, ободренные и обласканные… Это и есть наш внутренний Врач, который нам дан на всю жизнь и с которым мы должны жить в ладах…
Ты, конечно, спросишь, как до него добираться? А видишь ли, у нас есть особый дар внутреннего созерцательного внимания и нам надо упражнять его. Надо прислушиваться к жизни нашего собственного инстинкта, той великой и умной подземной силы, без которой наша жизнь была бы совсем невозможной. Эта сила растит и строит человеческий организм – это удивительное сожительство или «земное единожительство» личного тела и личной души. Он печется о нас, ведет нас и охраняет, присутствует во всех органах нашего естества. Можно было бы сказать, что каждому человеку дан от Бога некий внутренний «строитель». Это он «просыпает» тебя по утрам, потому что ты «достаточно» поспал; он именно «просыпает» тебя изнутри, тогда как другие люди могут тебя только разбудить. Ты видал, вероятно, людей, которых никак не добудишься? Понятно почему: ты их насильно и произвольно будишь, а «их» органически-внутренне «спит»… Ты поскользнешься на ходу – а он уже позаботился о том, чтобы ты не упал: он поддержал твое равновесие. Ты порезал палец, и уже все сделано для того, чтобы ты не истек кровью; и пока ранка не заживет, она будет изнутри залечиваться твоим заботливым Врачам. Что бы ты ни предпринял, он все время заботится о тебе. Ты сегодня много поработал и хотел бы просидеть над книгами еще всю ночь; он считает это вредным и заявляет об этом в форме усталости и сонливости. И если ты будешь настаивать на своем, начнешь много курить и пить крепкий кофе, то ты окажешься с ним в разладе и он может устроить тебе внутреннюю «забастовку». Трудный и напряженный день прошел, тебе пора спать, и он сигнализирует тебе об этом: глаза твои слипаются, ты начинаешь зевать и становишься вял и сонлив. Это от него идут чувства голода, жажды, холода, скуки и тоски: ты не бережешь себя, ты не знаешь, что тебе нужно, а он знает все потребности твоего организма и бережет тебя. Это он предупреждает тебя о том, что тебе нужно больше углеводов (сахар), меньше соли, гораздо больше витаминов; это от него «мороз по коже», чихание, зубная боль, повышенная температура, обложенный язык. Если ты не считаешься с этим – тем хуже для тебя; он не может и не будет «уговаривать» тебя, а сделает тебя слабым и больным – одумывайся и опоминайся, забрел в тупик – ищи выхода…
О каждом излишестве (вино), о каждом упущении (отморозил нос) он все время дает тебе знать. Живой человек есть целая система равновесий: равновесие тепловое, пищевое, сонно-бодрственное; равновесие в напряжении мускулов и нервов; кровообращение, мера движения и покоя, мера горя и радостей, мера чувственных наслаждений и мера целомудрия, мера сосредоточенной мысли и мера отвлечения и развлечения. Это он блюдет во всем необходимую меру и надлежащие равновесие и знает, что тебе необходимо; это он сокращает твою работоспособность, посылает тебе мигрень или бессонницу, или желание прыгать и бегать; или валит тебя на теплую лежанку, или устраивает тебе длительный нейроз.
Это он побуждает беременную женщину есть мел или древесный уголь, потому что они ей необходимы для ребенка. Когда ты в темноте подходишь к незримой для тебя опасности – он предупреждает тебя замиранием сердца и чувством непонятного ужаса. Надо приучиться прислушиваться ко всему этому. Таинственный Врач твоего инстинкта мудрее и дальновиднее тебя. Он во всем требует равновесия, целесообразности и меры. Он есть воплощение молчаливой творческой мудрости. А от нас он требует – внимания и повиновения; и за это он посылает нам здоровье: само себя поддерживающее равновесие жизни, и легкое, бодрое самочувствие…
Это искусство прислушиваться к бессловесному голосу своего инстинктивного Врача – современный человек, к сожалению, утратил. Первобытный человек обладал этим даром и был счастлив. Но теперешний злосчастный умник неспособен к этому. Он гордится своим рассудочным мышлением и воображает, что сознательная мысль составляет главную суть и силу жизни. Он воображает, что «культура» одолела природу и подчинила ее себе. Он самодовольный рассудочник и гордец; и думает, что его произвол призван покорить богозданную природу и, может быть, даже впоследствии заместить ее. Он доходит до того, что выдумывает всякие противоестественные теории и способы жизни и ставит все вверх ногами. А его безбожие ослепляет его все более и более и завлекает его все дальше и дальше. Грех противоестественности становится все глубже у современного человека – и ему уже не избежать справедливого возмездия. Упорное неповиновение природе может сломать человеку хребет, ибо тот, кто восстает против богозданной природы, - бунтует против Бога.
Поэтому нам надо кое в чем вернуться назад – к богозданной природе, чтобы вернуть себе дары неба. Мы должны научиться ладить с нашим инстинктивным строителем таинственным Врачом. Мы должны научиться вопрошать его, не надеясь на словесный ответ; чего бы ему «хотелось», чего бы он желал «избежать», что ему подходит и что – нет, и что он решительно отклоняет как вредное. Тут не следует умничать, не надо ничего изобретать самому. Советоваться со своим Врачом совсем не значит потакать – своим страстям и вожделениям. Это – совсем иное: человек внутренне сосредоточивается и прислушивается к голосу своего организма; он внемлет голосу своего инстинкта, но не его слепоте и страстности, не его противодуховной жадности, а его духовной мудрости, данной ему от Бога и взлелеянной от природы. Человек как бы возрождает в себе тот акт, при котором дух владеет инстинктом до самой его глубины и из самой его глубины. Он совещается с духом своего инстинкта и олицетворяет его в образе своего «Врача». Это пробуждает в душе древнюю, первозданную глубину, которая, может быть, уже совсем заглохла, а может быть, только засушена рассудком. Человек как бы стучится в дверь своего богоданного и естественного Врача, чтобы приобщиться его самодеятельной мудрости и возобновить в себе органическое самочувствие природы. Врач отвечает без слов; его мудрость не «логична», а «органична»; он молча указует «нужное», «одобряет», «подтверждает» или «отводит – не советует». Именно там, в этой глубине инстинктивной духовности живет творческое зерно здоровья, тот дивный дар органического самоцеления, с которым мы должны вступить в связь.
Вот в этом-то и дело, мой нетерпеливый мальчик! Ты тоже утратил живую непосредственную связь с твоим строителем и Врачом; и вследствие этого ты заболел. Теперь тебе надо во что бы то ни стало восстановить эту связь. Тебе нужно не просто вылечиться от кашля и заростить «раненое» легкое; тебе нужно начать новый образ жизни. Ты должен вступить в живой ритм природы, как бы окунуться в поток самоцеления и естественного самоподдержания. Это нельзя сделать насильно, простым решением, в кратчайшее время. Ты должен постепенно освоиться с мыслью, что здесь надо не приказывать, а повиноваться; не эксплуатировать свои силы по произволу, а блюсти меру напряжения и равновесия во всей жизни. Только повинуясь природе, можно ей повелевать. Кто живет и творит вместе с ней, из нее, того она несет охотно и радостно как господина. Ибо природа, подобно судьбе, ведет послушного и насильно тащит непокорного. Поэтому, если ты будешь доверять своему инстинктивному Врачу и слушаться его тихих указаний и предупреждений, то тебе не надо будет поддерживать твое здоровье. Ты будешь блюсти его органические пожелания, а он будет идти навстречу всем твоим духовным требованиям. Вы будете сообща – живым, здоровым единством. И ты будешь здоров и будешь наслаждаться прекрасным, уверенным спокойствием за себя и за свое дело.
Так-то, мой милый. Здоровье есть нечто большее, чем люди обычно думают… Здоровье есть предначертанная Богом и угодная Ему гармония между личною природою и личным духом. Каждый человек создан для здоровья и призван к тому, чтобы быть здоровым. В больном виде мы не соответствуем нашему назначению и Божьему замыслу; какая Ему радость от наших уродств и мучений?.. Он посылает нам недуг для того, чтобы мы выздоровели, - как путь к здоровью. Поэтому болезнь есть как бы таинственная запись, которую нам надо расшифровать: в ней записано о нашей прежней, неверной жизни и потом о новой, предстоящей нам, мудрой и здоровой жизни. Этот «шифр» мы должны разгадать, истолковать и осуществить. В этом – смысл болезни.
И все это есть чудо, живое чудо природы, великое чудо Божие, которого мы по привычке не замечаем; мы проходим безразличными. Подумай только, как это дивно: в каждом из нас заложена способность осуществлять в себе задуманную Богом гармонию духа, души и тела…; каждому из нас дан таинственный строитель и Врач, призванный к осуществлению этой гармонии…; каждый из нас обладает даром погрузиться в себя духом и воззвать к этой предначертанной и обетованной гармонии… Это значит сразу – вернуться к природе и придать себя воле Божией…
Но не верь мне на слово. Постарайся увидеть это все самостоятельно. Воспользуйся для этого своей болезнью: она должна не только исцелить тебя (ибо в этом ее призвание), но и умудрить. А мудрость дается только через испытание и страдание. Поэтому не сердись на свою болезнь; «дай себе отпуск»; представь себе, что ты уехал в путешествие и должен привести с собою – дружбу со своим Врачом, дар здоровья и органическую мудрость. Пережив все это сам, проверь, удостоверься и доведи себя до очевидности. Для этого нужно терпение. Все прекрасное на свете растет и развивается медленно. А ты ведь хочешь именно прекрасного – предначертанной от Бога жизненной гармонии. Взрасти ее, и вся жизнь твоя озарится по- новому: любовь, и семья, и творчество, и старость»…
С тех пор я и в самом деле пережил все это, проверил, удостоверился и дошел до очевидности. А письмо деда я читал и перечитывал много раз, так что теперь знаю его почти наизусть…» (С.241-246).
"Отсутствие выбора крайне упрощает выбор! Вперед!" (с) А.Н.Кочергин

elsy_Sergey_K
Сообщения: 2922
Зарегистрирован: Чт апр 15, 2010 21:08

Сообщение elsy_Sergey_K » Ср июн 13, 2012 23:00

Болезнь

«Сначала установи, действительно ли это болезнь! Жизнь нелегка, часто довольно мучительна, возможно, даже безрадостна; а наше подсознательное подобно ребенку, подобно женщине, подобно плуту: оно способно подражать любой болезни убегать в «болезнь», играть роль «больного». Подобное невротическое состояние, несомненно, само является «болезнью», но это совсем иная болезнь: ее можно исцелить искренностью и пониманием…
Если же это действительно болезнь, - никогда не ворчи, всегда прислушивайся! Она как посетитель: что он хочет от меня? Она как путешествие: куда же я попал? Она как друг, который хочет предостеречь меня: берегись, здесь ты сделал в жизни ошибку, здесь с тобою может случиться нечто серьезное.
Благодарю тебя за предостережение, дорогой друг, за то, что посещаешь меня и побуждаешь к этому путешествию. «Кто хочет путешествовать, должен уметь молчать». Так что смотри и слушай! Оба - инстинкт и дух – должны дать знать о себе. Оба должны поведать нечто значительное; оба должны быть едины во мнении. Инстинкт должен излечить тело; дух – исцелить душу. Ведь здоровье – это одновременно здоровье души и тела; быть больным означает нуждаться одновременно в исцелении души и тела. И только Христос, наш Спаситель, ведал, как с помощью духа исцелить и душу, и тело.
Инстинкт исцеляет тело. То есть: любое лечение есть самолечение. Эту таинственную работу не могут заменить ни врач, ни лекарства. Они могут только помочь, поддержать, ободрить. Этот метод исцеления действует сам по себе, по собственному побуждению. И действует так, что не набрасывается на симптомы немедленно, чтобы их устранить; ведь они целесообразны, служат исцелению и исчезают в свое время. Инстинктивное самоисцеление и есть восстановление. Больной и врач должны самым внимательным, самым желанным образом идти навстречу этому восстановлению. Что идет ему на пользу? Отдых, покой, накопление сил, питание, воздух, тепло, хорошее настроение. И только потом остальное. И если больной умеет к себе прислушиваться, он скоро заметит, что инстинкт совершенно самостоятельно выбирает полезное («мне хочется», «мне так хотелось бы», «мне было бы приятно») и чурается вредного («неприятно», «неловко», «отвратительно»).
Инстинкт хочет доверия. Чем самоувереннее он проявляет себя, чем послушнее ведет себя больной, тем скорее наступит исцеление.
А дух исцеляет душу. И здесь – исцеление есть самоисцеление; только не «снизу», а «сверху».
Итак, прежде всего – не брюзжать, не проклинать, не отчаиваться, как бы ни было плохо. Болезнь требует спокойной души, легкого настроения, уверенности. Еще для нее, возможно, потребуется некоторое время (она должна чуточку продлиться) и пространство (место, пребывание на курорте). Все это ей по возможности следует предоставить. Тогда-то и начинается самое главное.
Что существенного она должна мне сказать? О моей жизни: что я не сумел хорошо ее устроить; что я не ценю здоровье как дар Божий; что я сам должен расплачиваться за свою вину в том, что заболел; что здоровье уже само по себе – счастье и радость. Вообще о жизни: что она полна прекрасного, мимо которого я до сих пор слепо и равнодушно пробегал; что она предоставляет бесчисленные возможности для любви, добра, самопожертвования и подвига, которым я, непонятно почему, дал пронестись мимо; что время спешит и земной эпизод моей жизни отмерен; что я бездумно жил до сих пор, растрачивая великолепные дары, и что завтра, да, уже завтра, начну новую жизнь. Затем еще о страданиях: что их нужно принимать как должное, что человечество непрестанно страдает и что предназначение страдания – дать понять человеку законы творения и волю Создателя, что вообще человек через страдания приходит к отрезвлению, просветлению, к совершенствованию; что самое важное в жизни – обрести через каждое страдание частицу истинной веры и истинной мудрости.
И что дальше? Болезнь стала восстановлением, отдыхом, просветлением в жизни! А теперь вот и исцеление. Нужны ли еще утешения?» (С.247-248).
"Отсутствие выбора крайне упрощает выбор! Вперед!" (с) А.Н.Кочергин

elsy_Sergey_K
Сообщения: 2922
Зарегистрирован: Чт апр 15, 2010 21:08

Сообщение elsy_Sergey_K » Чт июн 14, 2012 22:27

Н.В. Гоголь.

Значение болезней.

«…Силы мои слабеют ежеминутно, но не дух. Никогда еще телесные недуги не были так изнурительны. Часто бывает так тяжело, так тяжело, что страшная усталость чувствуется во всем уставе тела, что рад бываешь, как Бог знает чему, когда наконец оканчивается день и доберешься до постели. Часто, в душевном бессилии восклицаешь: «Боже! Где же наконец берег всего?» Но потом, когда оглянешься на самого себя и посмотришь глубже внутрь – ничего уже не издает душа кроме одних слез и благодарений. О! Как нужны нам эти недуги! Из множества польз, которые я уже извлек из них, скажу вам только одну: ныне каков я не есть, но я все же стал лучше, нежели был прежде, не будь этих недугов. Я бы задумал, что стал уже таким, каким следовало мне быть. Не говорю уже о том, что самое здоровье, которое беспрестанно подталкивает русского человека на какие-то прыжки и желанья порисоваться своими качествами перед другими, заставило бы меня наделать уже тысячу глупостей. Притом ныне, в мои свежие минуты, когда дает мне милость Небесная и среди великих страданий, иногда приходят ко мне мысли, несравненно лучше прежних, и теперь я вижу сам, что все, что ни выйдет из под моего пера моего, будет значительно лучше прежнего. Не будь тяжких болезненных страданий, куда бы я теперь не занесся! Каким бы значительным человеком вообразил себя! Но, слыша ежеминутно, что жизнь моя на волоске, что недуг может остановить вдруг тот труд мой, на котором основана вся моя значительность, и та польза, которую так желает принесть душа моя, останется в одном бессильном желании, а не в исполнении, и не дам я никаких процентов на данные мне Богом таланты, и буду осужден, как последний из преступников… Слыша все это, смирюсь я всякую минуту не нахожу слов, как благодарить Небесного Промыслителя за мою болезнь. Принимайте же и вы покорно всякий недуг, веря вперед, что он нужен. Молитесь Богу только о том, чтобы открылось перед вами его чудесное значение и вся глубина его высокого смысла» (С.249).
"Отсутствие выбора крайне упрощает выбор! Вперед!" (с) А.Н.Кочергин

elsy_Sergey_K
Сообщения: 2922
Зарегистрирован: Чт апр 15, 2010 21:08

Сообщение elsy_Sergey_K » Пт июн 15, 2012 18:35

Священник Михаил Труханов.

Болезнь – следствие греха.

«Болезнь является следствием греха и наказанием за него «Чем кто согрешает, тем и наказывается» (Прем. 11, 17).
Действительно, сильный и здоровый человек часто утрачивает верное представление о своем ничтожестве, о кратковременности своего бытия земного и о том, к чему его предназначает Бог. В здоровом и физически сильном человеке часто возникают и выращиваются ростки самонадеянности, плотских страстей и жестокосердия, не знающие чувства сострадания к немощам и скорбям ближних. Впоследствии эти ростки пышно расцветают в самодовольное, горделивое чувство независимости и личного превосходства над прочими…
Так, начав с самонадеянности, человек кончает презрением к себе подобным и доходит до утраты страха пред Богом, до гордого отрицания Его бытия (6, 11, 151). «Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его, ибо начало греха – гордость» (Сир. 10, 14-15).
Здоровье есть драгоценный дар Божий и без него нельзя нам стяжать добродетелей. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак. 1, 17). Но при том нужно заметить: только тогда докажу я драгоценность подарка, когда распоряжусь им как нужно и как приятно Подарившему.
«В каком отношении здоровье драгоценно? Когда я пользуюсь им во славу Божию, т.е. если все силы души и тела употребляю для отражения и преодоления трудов и опасностей на пути к Небу, вместе с служением ближним в делах добрых с пользою для тех, - тогда здоровье драгоценно; в противном случае – здоровье пагубно, ибо дает больше средств к греховной жизни – и оскорблению тем Подателя здоровья. Тогда лучше болезни и скорби, ибо ими прекращаются поводы к греху и наклонность к греховным привычкам уменьшается: у больного вора руки не способны к хищению, и ноги изменяют в хождении к чужим кладовым; недужный сластолюбец поневоле прекращает прихоти, ибо сладкое представляется ему горьким; больной обжора не пресыщается, ибо желудок у него отказывается варить и необходимую для поддержания его здоровья пищу, - так разумей и о прочих страстных людях; сколь им полезны недуги и болезни телесные! Только в болезни душа немного приходит в себя и обращается к Единому Богу».
Не признавая Единого Бога, человек, тем не менее, создает для себя множество новых божеств – идолов; чрево, силу, страсти, знания, коим охотно служит и коим приносит в жертву здоровье, время, средства… Самодовольство, бахвальство своей плотскою удалью, безудержная распущенность вольнодумной души, полагающей, что человек – де всего может добиться сам и что его-де личных усилий достаточно для создания счастливой – в материальном довольстве и роскоши – жизни… И кричит такой человек, глумясь, как ветхозаветный безумец в сердце своем: «Нет Бога» (Пс. 13, 1). Его самонадеянность, его гордость обрываются часто лишь болезнью, которую, по слову св. Василия Великого, «Владыка посылает нам к нашей же пользе… Болезнь посылает тем, кому полезнее иметь связанные члены, нежели беспрепятственно устремляться на грех» (6, 11, 151). Тогда-то пред человеческим сознанием выявляется, что «упование его подсечено, и уверенность его дом паука» (Иов. 8, 14). «Плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает» (Иов. 14, 22); человек стонет «за свое беззаконие» (Иов. 7, 16).
Тогда человек задумывается над своим прошлым, «вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих» (Иов. 33, 19). И случается, что именно через болезнь – благодаря болезни! – он излечивается от угара греховных страстей, ее породивших. Так, болезнь тела оказывается лечебным средством для души человеческой; и это от Бога, «Который частными наказаниями устрояет спасение целого».
«Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай. Ибо Он причиняет раны, и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют» (Иов. 5, 17-18). «Страдающий плотью перестает грешить» (1 Пет. 4, 1). Злонравным полезно бывает страдать! Горечь гнева праведного суда Божия нам надобно все равно испить – из этой чаши или из той… Посему, при Божием посещении нас какой-либо напастью или болезнью, нам надобно в нас самих искать причину сего посещения. Надобно исследовать, чем, каким грехом, какою скверностью мы ныне навлекли на себя гнев Божий и пьем горькую чашу Его правосудия. Совесть подскажет человеку его вину пред Богом и душа его станет издавать покаянный, смиренный вопль к Богу о помиловании ее; тогда человек станет удаляться от порочного пути и становиться на путь покаяния, на путь жизни праведной. «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 118, 71). «Вот, во благо мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой» (Ис. 38, 17).
Итак, болезнь тела есть лекарство для исцеления души от греховной заразы, для отвращения человека от порочной жизни и поставления его на путь праведности – на жизнь добродетельную, на жизнь по заповедям Божиим. И благоразумно поступает тот, кто будучи болен, не ропщет на Бога, не усугубляет болезнь свою злобною завистью к людям здоровым, а благодарит Бога за то, что Он посылает ему уже здесь на земле страдание для вразумления и очищения души от греховной скверны. Болезнь для верующего в Бога человека – явный знак милости Божией к нему, и такой человек во время болезни своей продолжает еще с большим усердием заботиться о послушании воле Божией и молиться Богу о помиловании, о прощении множества содеянного им.
Скорбями, болезнями Господь нас отрывает от земного, готовя нас к небесному; допускает расшатывание земного благополучия, постоянно через это напоминая нам, что мы здесь на земле только странники и пришельцы, что истинное Отечество наше не здесь, а в Небесном Жилище, где под кровом Отца Небесного «обителей много» (Ин. 14, 2).
Предвидя, что некоторые много могут согрешить, Господь посещает их болезнями тела, дабы не согрешали, так как им полезнее страдать от болезней ко спасению, нежели оставаться здравыми на погибель души. Многие в болезни сохраняют чистоту нравов, а получивши здоровье, впадают в пороки; во время немощи телесной никого не обижают, а когда укрепятся силами, обижают и оскорбляют неповинных. О, как многие с возвращением здоровья делаются беззаконниками! А ведь во время телесных страданий они были чужды пороков. Болезнями отсекаются согрешения. Как виноградная лоза, если ее не обрезают, перерождается, дичает и становится бесплодною, так и человек делается худшим, если остается без наказания.
Человек делается лучше, когда немоществует; ибо если кто болен, его не беспокоит, как здорового, ни любостяжания, ни похотение; он не увлекается пристрастием, не желает чести, презирает богатство. Изможденная плоть редко бесчинствует; напротив, в здоровьи и благополучии человек часто бывает строптив и небрежет о добрых делах (23, 202).
Люди, смирившиеся пред Богом и осознавшие свое пред Ним недостоинство, терпеливо – духовно – переносят посланную им от Бога болезнь – как бы некоторый род благословенного Богом, хотя и горького лекарства. И всегда неохотно пользуются (а некоторые и вовсе отказываются) аптекарскими лекарственными средствами. Они ждут помощи при недугах не от медицинского искусства людей, но, простираясь в молитве пред Врачом душ и телес – Богом, ждут исцеления от всевластного слова Божия. Ибо сказано Духом Святым об избранных, что «не трава и не пластырь врачевали их, но Твое, Господи, всеисцеляющее слово» (Прем. 16, 12). «Ты имеешь власть жизни и смерти, и низводишь до врат ада, и возводишь» (Прем. 16, 13). Ты «послал Слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их» (Пс. 106, 20). Итак, исцеление от болезни я должен искать у Бога: «Слово Твое оживляет меня» (Пс. 118, 50). Господь «дает врачевство, жизнь и благословение» (Сир. 34, 17). А следует ли обращаться за лечебной помощью к врачам? Для совершенных (Мф. 19, 21) ответ на этот вопрос будет всегда отрицательный, потому как они всегда будут искать исцеления своих недугов исключительно у Врача небесного [2]. Что же касается того, «кто согрешает пред Сотворившим его», то он «да впадет в руки врача!» - таково суждение сына Сирахова (Сир. 38, 15).
«И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех. Ибо и они молятся Богу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир. 1 38, 12-14).
Итак, для нас, грешных, предписано: «и дай место врачу… ибо и они молятся Богу… и в их руках бывает успех». Следовательно, мы можем ожидать от врачей помощи настоящей тогда, когда они сами молятся Богу об исцелении нашем. «Господь создал из земли врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сир. 38, 4). Ап. Иаков пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь: и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 14-16).
Возникает вопрос: почему надобно призывать пресвитеров церковных (по слову ап. Иакова) и врачей медицинских (по слову Сирахову) для молитвы к Богу о нас, заболевших грешниках? Разве одних наших личных просительных молитв пред Богом недостаточно?
Да, одних наших молитв бывает недостаточно; и недостаточно не потому, что мы сами мало молимся Богу, а потому что, будучи нечестивы некогда, мы навлекли на себя болезнь – как гнев Божий, ныне наказующий нас за нечестие прошлое.
Посему мы теперь, хотя и много молимся, да молитва наша оказывается неугодной пред Богом, недейственной. Будучи больным из-за прежнего нечестия, мы теперь не можем умилостивить Бога своими личными молитвами; ибо сказано: «Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему… Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит» (Притч. 15, 8, 29). Потому-то и возникает надобность приглашать к болящим пресвитеров церковных и врачей [3], людей праведных и ближних, чтобы по их молитвам, по их ходатайству пред Богом о болящих, последним даровано было прощение грехов прежних и исцеление от болезни в настоящем.
Разумеется, это вовсе не означает того, чтобы ближние молились за болящих, а сами болящие вроде уж могут тогда и не молиться. Наоборот. Болящие, страждущие должны понуждать себя молиться Богу о прощении своих грехов, о помиловании, об исцелении от болезней своих. Молитва болящих только усиливается самим сочетанием с молитвами людей праведных и близких. Спаситель говорит: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).
«Страдающий плотию перестает грешить» (1 Пет. 4, 1). Если же такой человек, раскаиваясь в своих прошлых грехах, смиренно обратится в молитве к Богу, - то и его молитва «проникнет сквозь облака» и приблизится к Богу (Сир. 35, 17). Сын Сирахов, наставляя своего сына, говорит: «Молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце» (Сир. 38, 9-10).
«Просите, и дано будет вам» (Мф. 7, 7). Однако помните, «что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1 Кор. 15, 50), а посему «попечение о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13, 14). Ибо и само здоровье не принесет благо тому, кто, пользуясь им, обращает себя на служение делам плоти и погрязает в похоти.
1. «Дух человека переносит его немощи» (Притч. 18, 15).
2. Истинные монахи гнушаются больницей и докторами. Отцы Церкви к докторам не прибегали и погибельных лекарств не вкушали, а, простираясь пред алтарем, молили Господа об исцелении и исцелялись (93, 102). «Покаянием можешь избавиться от наказательных болезней» (Ответ на вопрос 518). «Видящий сокровенные недуги может исцелить и мою болезнь» (5, 366, 365).
3. В Номоканоне (правило 87) читаем: «Правило же II Шестого Собора иже в Трулле повелевает: аще кто в болезни дерзнет призвати евреина врача и от него врачуется, - аще убо священник есть, да извержется, мирский же да отлучится». Толковники нам разъясняют что под «евреином врачом» надобно понимать всякого врача, не признающего Иисуса Христа Сыном Божиим – Спасителем мира – будь он турок, скиф, латинец или грек. Обращение христианина за лечебной помощью к врачу, не верующему во Христа Спасителя является недопустимым вследствие тяготеющего над ним (над неверующим) осуждения (Ин. 3.18 1 Кор. 16, 22; Галл. 1, 9)»
(С.249-255).
"Отсутствие выбора крайне упрощает выбор! Вперед!" (с) А.Н.Кочергин

elsy_Sergey_K
Сообщения: 2922
Зарегистрирован: Чт апр 15, 2010 21:08

Сообщение elsy_Sergey_K » Вс июн 17, 2012 10:32

Преосвященный Константин (Горянов) епископ Тихвинский, викарий Санкт-Петербургской епархии, ректор Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии, кандидат медицинских наук.

Медицина в Библии.

Болезнь и грех.

«Испытание болезнью должно возбудить в человеке сознание греха. В просительных псалмах это и отмечается: мольба об исцелении всегда сопровождается признанием грехов: «Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих. Ибо беззакония мои превысили голову мою… Смердят, гноятся раны мои от безумия моего» (Пс. 37: 4-6). Однако встает вопрос, является ли каждая болезнь следствием личных грехов болящего? И ответ на этот вопрос не всегда ясен.
Медицина у библейских народов была в введении жрецов и в известной мере она сохранила связь с магией. Библия своему народу запрещает применения магии, связанной с идолопоклонничеством. Но в Ветхом Завете связь священника с врачевателем была очень тесной. При религиозном взгляде на болезнь исцеление понималось как знамение того, что человек прощен Богом, «ибо Я Господь (Бог твой), целитель твой» (Исх. 15:26). В целом медицинские знания были крайне поверхностны: не обнаружено никаких следов существования медицинского образования в библейской Палестине. В Библии до эпохи Царств нет никакого упоминания о врачах. Как и в Древнем Египте, откуда вышли евреи, медицинские обязанности в годы исхода нередко исполнялись священниками. Они осматривали больного в случае проказы, налагали карантин, следили за санитарным состоянием стана и соблюдением личной гигиены. Вся 13 глава Книги Левит посвящена дифференциальной диагностике кожных заболеваний, 14 глава – диагнозу и лечению проказы, 15 глава содержит предписания о чистоте тела мужчины и женщины.
Из 2 Книги Паралипоменон (16:12) известно, что Аса, царь Иудейский, «в болезни своей взыскал не Господа, а врачей». Летописец упрекает Асу в том, что тот обратился не к Господу, но только к врачам, чтобы исцелиться от болезни, которая была карой Божией.
38 глава Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова в свою очередь содержит настоящий гимн медицине: «Почитай врача честью по надобности в нем; ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими… Для того Он (Бог, - еп. К.) и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудесных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и через него бывает благо на лице земли. Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву, и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий… И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех. Ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир. 38: 1-14). А уже следующий 15 стих гласит: «Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!», - это значит, просто пусть заболеет. Во всяком случае, в еврейском тексте читается: «Кто грешит против Создателя своего, будет надмеваться и над врачом» (С. 255-257).
"Отсутствие выбора крайне упрощает выбор! Вперед!" (с) А.Н.Кочергин

А. Кочергин
Сообщения: 28225
Зарегистрирован: Ср мар 30, 2005 17:29
Откуда: Питер
Контактная информация:

Сообщение А. Кочергин » Вс июн 17, 2012 10:33

Вау!
Абсолютная беспощадность, по отношению, ...к себе! А. Кочергин

elsy_Sergey_K
Сообщения: 2922
Зарегистрирован: Чт апр 15, 2010 21:08

Сообщение elsy_Sergey_K » Вс июн 17, 2012 20:34

Религиозное значение болезней.

«Очень сложно сопоставлять медицину наших дней и современную международную классификацию болезней с библейскими временами. В Библии классификация внутренних болезней отсутствует, а медицинские наблюдения весьма суммарны; они сводятся к тому, что видимо: к кожным болезням, ранениям, переломам, лихорадке, сопровождающей инфекционные заболевания. Это, а также общие понятия слабости и немощи, возбуждения и припадка. Но, несмотря на это, взгляд Библии на медицину для нас все-таки очень важен, ибо он – ориентир для верующего человека.
В библейские времена естественных причин болезней даже не ищут, кроме тех, которые очевидны: ранения, падения, одряхление и слепота при старости, например, как у Бытописателя: «Когда Исаак состарился, и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава» (Быт. 27: 1). Главная причина такого подхода в том, что болезнь обычно рассматривалась как наказание за грехи. Так, увидев слепорожденного, ученики спросили у Иисуса: «Равви» Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9: 2). Болезнь могла посылаться Богом прямо, например, перед казнями египетскими «Господь сказал (Моисею): кто дал уста человеку? Кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли Господь (Бог)?» (Исх. 4: 11).
Болезнь могла возникнуть у человека с Божия соизволения через посредство нечистой силы, как у Иова, когда «отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его» (Иов. 2: 7). Причиною болезни могла также быть человеческая зависть. Так, у того же Иова мы встречаем: «Глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность» (Иов. 5: 2); а с другой стороны, «кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей» (Притч.14: 30).
Ветхий Завет указывает в качестве причины болезни пресыщение, Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, взывает к нам из глубины веков: «Сын мой! В продолжение жизни испытывай твою душу, и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того… Не пресыщайся всякою сластью, и не бросайся на разные снеди; ибо от многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры; от пресыщения многие умерли, а воздержанный прибавит себе жизни» (Сирах. 37: 30-34). Однако в любом случае считается, что в конечном итоге болезнь ниспослана Богом за грехи.
Для религиозного сознания главнейшее заключается в религиозной этике: что значит болезнь для того, кто болен? Почему болезнь, поражая тело, так или иначе задействует и душу человека, в которой следует видеть и образ Божий. И сейчас, хотя целый ряд болезней и сошел на нет, им на смену пришли другие. Потому, несмотря на все колоссальные достижения медицины, верными и поныне остаются слова псалмопевца и пророка Давида: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс. 89: 10). А это - уже религия.
Для правильного понимания этой проблемы, то есть взаимоотношения религии и медицины, невозможно обойти саму основу, а именно библейскую антропологию» (С. 257-258).
"Отсутствие выбора крайне упрощает выбор! Вперед!" (с) А.Н.Кочергин

elsy_Sergey_K
Сообщения: 2922
Зарегистрирован: Чт апр 15, 2010 21:08

Сообщение elsy_Sergey_K » Пн июн 18, 2012 18:38

И.В. Силуянова доктор философских наук, профессор Российского государственного медицинского университета.

Нравственная ценность болезни.

«Ценность явлений окружающего нас вещественно-предметного мира всегда связана с их ценой, которая формируется отношениями «спроса и предложения». Нравственная ценность – феномен, не зависящий от отношений «купли – продажи». Подлинную любовь – нельзя купить, а свою боль и болезнь – нельзя продать. Тем не менее, утверждение о нравственной ценности болезни многими людьми может быть охарактеризовано как вид безумного суждения.
Действительно, не безумие ли называть человеческое страдание и нетерпимую боль, как правило, сопровождающую болезнь, - ценностью? Разумно ли связывать с понятием «ценность» ограничение свободы и ощущение своей полной зависимости от врачей, лекарственных препаратов, просто окружающих – близких и неблизких людей?
Попробуем разобраться. Христианская антропология исходит из признания того факта, что природа человека после грехопадения биологически изменилась. Греховность человека – не юридическое, а патологическое, болезненное – состояние. Человек болен и болеет: и это – как следствие грехопадения – его нормальная антропологическая характеристика. Не об этом ли свидетельствует и первый крик ребенка – бессознательная реакция на боль, которую он переживает при рождении, что, тем не менее, радостно воспринимается всеми, как признак начинающейся жизни? Не об этом ли говорят многочисленные факты того, что даже великие святые болели неизлечимыми болезнями и первый среди них – апостол Павел: «…дано мне жало в плоть» (2 Кор., 12: 7)? Священник и врач Валентин Жохов справедливо утверждает: «Принято считать, что здоровье является нормой человеческого существования, а болезнь нарушает эту норму. Православие по-иному рассматривает проблему болезни и нормы… С православной точки зрения, болезнь является нормой земной жизни…» [1]. Нельзя при этом не признать, что норма эта весьма неутешительна для человека. И если телесная болезнь – это следствие греха, то не во имя ли Своей беспредельной любви к человеку и излечения его болезней приходит в мир и Сам Спаситель: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные…» (Мф. 9, 12-13). «Исцеляйте больных», - научает Христос своих учеников (Лк. 10, 9).
Предание и история свидетельствуют, что врачевание никогда не было чужеродным для православной культуры. В Новом Завете мы не встретим осуждения применения медицинских средств (Откр. 3, 18). Более того, профессия врача освящена Священным Преданием – один из учеников Христа, апостол Лука, был врачом. Врачевание – одна из профессий первых христиан, святых Космы и Дамиана (+284), мученика Пантелеимона (+303). История Церкви полна примерами, когда священники и даже епископы занимались врачеванием телесных недугов [2]. «Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен» (Сир. 38; 12).
Фундаментальные христианские антропологические представления влияли и находились в непротиворечивой связи с четкой предметной определенностью медицинского знания. «В многовековой истории медицины от доисторических времен до наших дней прослеживается единая генеральная линия ее развития – непрерывное поступательное движение от самых общих взглядов о природе болезней человека, основывающихся на наблюдениях врачей за их клиническим течением, ко все более глубокому пониманию сущности патологических процессов как результату научных исследований» [3]. Болезнь и смерть как предмет медицины обнаруживали чудесную связь человеческого знания и человеческого страдания. Этой связью обусловлены и направление научного поиска и постановка научных задач. Главная из которых – лечение болезней.
Как в связи с этим можно объяснить возникновение «науки о здоровье», так называемой валеологии? Означает ли это, что медицина меняет свой предмет? А человек – одновременно и свою природу, превратившись разом в здорового по природе и сущности своей, во-первых, и, во-вторых, в существо, произвольно управляющее своим здоровьем? Не противоречит ли это даже простому опыту каждого из нас? Человек не в состоянии управлять патологическими процессами в своем теле. Здоровье человека – это уникальное свидетельство реальности внеиндивидуального уровня человеческой природы. Этот внеиндивидуальный уровень здоровья человека жестко зафиксирован в языке. Пожелание типа «Дай вам Бог болезни» - не просто не учтиво, а не учтиво потому, что ложно. Прямо противоположный смысл в самом распространенном пожелании: «Дай вам Бог здоровья!» В нем, как и в самом понятии «здоровье», этимологически фиксируется состояние, означающее «дар», который дается человеку Богом.
Не случайно современные специалисты признают, что «в медицинской науке нет общепринятого определения «здоровья» и его детерминирующих факторов» [4]. Это означает отсутствие определенных, устойчивых, повторяющихся факторов, обеспечение бесперебойной работы которых однозначно приводило бы человека к здоровью.
Более того, исследования медиков свидетельствуют о принципиальной (70%-ной) зависимости здоровья от способов и качества образа жизни человека. А это лишь подтверждает верность антропологических принципов христианского понимания здоровья как системного единства духовного, душевного и телесного устроения, так как «образ жизни» в христианской антропологии – это «делание», выстраивание человеком жизни по образу, смыслу, сущности той Жизни, которая есть «Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6).
Непросто дается человеку движение к Истине. Он может легко сбиться, заблудиться, особенно в пространстве своего знания – субъективных представлений о мире и о себе. Тем и значима методология («метод» в переводе с греческого означает «правильный путь»), выверяющая, правилен ли путь решения основных задач, способствуют ли средства и методы движению к истине. Сквозь многообразие и пестроту представлений и суждений, методология науки ставит вопрос о заблуждениях, вскрывает их причины, умеет увидеть правильное и охраняет узкий, но генеральный путь развития науки. Всем знакомы термины «лженаука», «поп-наука», «анти-наука». Это не произвольные изобретения, а реальности развивающегося знания. К возникновению подобных образований научная общественность должна быть готова, должна располагать средствами их распознавания, определения и приемами освобождения. Особенно в условиях, когда влиятельным субъектом научного познания становится финансовый капитал, в спектре интересов которого научная истина не всегда занимает приоритетное место. Особенно в условиях политической и экономической нестабильности общества, которые порождают множество разного рода новообразований. К ним, бесспорно можно отнести и валеологию.
Первая информация о новой «науке о здоровье» датирована 1997 годом. Возникает вопрос. Почему страждущее и болеющее человечество только в 1997 году и только в России создало, наконец, важнейшую из всех наук – науку о здоровье? Или по-другому: почему предмет валеологии – здоровье человека – существующий ровно столько же, сколько существует человек, только сейчас удостоился столь пристального внимания? Одного этого вопроса достаточно для прояснения весьма сомнительных оснований валеологии. Но перечень вопросов можно продолжить. Откуда же взялась новая наука? Где она успела сформироваться? Каковы ее цели и задачи? Кто ее создатели? Каков ее предмет и в чем новизна ее методов? В чем заключается ее практическое значение? На этой группе вопросов традиционно основывается оценка научно-методологической корректности и состоятельности любой конкретной темы научного исследования, не говоря уже о новой научной дисциплине в образовательных учреждениях для детей и студентов, на что эта наука в первую очередь претендует.
Если быть предельно корректным, то мы должны, прежде всего, отметить, что речь идет не о естественном процессе возникновения у нас на глазах нового знания, а об искусственном образовании как следствии выполнения Россией определенного социального заказа.
Как известно, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предложила некую интегральную концепцию развития медицины, основная идея которой заключается в том, что в ХХ1 веке медицина должна перейти от «защитно-оборонительных» позиций к «социально-конструктивным», связанным с созиданием самого здоровья и активного долголетия людей. При этом принципиально должна измениться и роль врача. Из «лечащего болезни» он должен стать «конструктором здоровья», а «медицина болезней» должна превратиться в «медицину здоровья». При всем уважении к Всемирной организации, нельзя освободиться от вопроса: не находятся ли такие установки в полном противоречии с классической медицинской наукой?
Человеческий ум – способен заблуждаться и ложь не только абстрактное понятие, но понятие фиксирующее реальное состояние сознания. К сожалению, в таком состоянии пребывает и еще одна международная организация, существующая под эгидой ООН. Это – Международный центр Космического разума. Именно этот центр распространяет в России рекламу «Космических курсов» как «ключей к Бессмертию». 1-й ступенью к бессмертию является ОЗДОРОВЛЕНИЕ как результат обретения Знания на «Космических курсах». «Валеология», «Космические курсы оздоровления» - все это варианты прямой декларации возникновения нового направления знания – «наук» о здоровье. Но, как известно, науки «возникают не путем деклараций, а в результате открытия фундаментальных закономерностей, на основе которых создается метод для изучения большой совокупности явлений, имеющих жизненно важное значение» [5]. Вопрос о том, как возникла валеология, - принципиальный методологический вопрос. Валеология появляется в результате деклараций о новой мировоззренческой и нравственной ценности – здоровья. Путь возникновения валеологии – это путь прямой и непосредственной конфронтации к основным морально-нравственным принципам понимания сущности человека, смысла и предназначения человека в христианской антропологии. Человек, принимающий христианские ценности, никогда не сможет согласиться с тем, что здоровье телесное, соматическое, (а именно оно провозглашается валеологией главной ценностью!), является и главной целью, к которой должен стремиться человек и достижению которой он должен подчинить свою жизнь. Превращение жизни в стратегию достижения телесного здоровья – для христианина любого христианского вероисповедания – это стратегия необратимой гибели человека. Этот принцип выверен детальнейшим анализом сущности здоровья человека в христианской антропологии. Этот принцип подтверждается и трагической историей государства, избравшего для себя идеологию, с центральной, базовой ценностью – «здоровьем». Именно центральное, базовое местоположение ценности здоровья человека и здоровья нации послужило основанием создания известной всему миру «Программы эвтаназии» по отношению к «жизненнонеполноценным», т.е. больным людям (в частности, душевнобольным), которая действовала в фашистской Германии с 1939 г. Результаты и последствия принятия подобных идеологий, которые начинались с признания ценности здоровья и особого значения здоровых людей, уже известны культуре.
Одностороннее выпячивание ценности здоровья и умаление морально-нравственного значения болезни, которое происходит в валеологии, к сожалению, свидетельствуют о признаках мировоззрения, находящегося в логическом и нравственном противоречии с христианской антропологией.
Понятие «болезнь» имеет целый ряд смысловых значений в христианском вероучении.
Болезнь трактуется не только как наказание за грех. «Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9, 2). И такое понимание болезни утверждает значение покаяния – «Оставь греховную жизнь, и исправь руки свои, и от всякого греха очисти сердце» (Сир. 38; 10). Болезнь понимается и не только как напоминание о смерти, откровение о смерти («вкушение смерти» [6]). Один из смыслов заключен в понимании болезни как свидетельства милости и славы Божией. Он связан с раскрытием назначения болезни, как пути ко спасению. Когда авву Иоанна, некто, страдавший горячкою, просил исцелить его молитвами своими, он отвечал: «Ты желаешь избавиться от того, что тебе необходимо, ибо как тело очищается щелоком от нечистот, так и душа очищается болезнями и страданиями» [7]. Личный опыт болезни – уникальное доказательство значения милосердия и сострадания. Порой только сами тяжело болея, мы в состоянии беспомощности и страдании в полной мере начинаем ценить человеческое со-участие и заботу. Болезнь имеет силу смягчать жестокие сердца и заставляет осознавать свою немощь. Наша болезнь раскрывает нам нетленную ценность любви и милосердия. Наша болезнь научает нас сострадать и любить ближнего, выравнивая наш путь ко спасению. Св. Афанасий Великий, пришедший к св. Нифонту, лежавшему на смертном одре и сев возле него, спросил его: «Отче! Если какая польза человеку от болезни?» Св. Нифонт отвечал: «Как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины, так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов» [8]… Грехов жестокосердия, безжалостности, гонения немощных, очерствения души и бесчеловечности.

1. Священник Валентин Жохов. Христианское отношение к болезням и врачеванию. М.: «Даниловский благовестник», 1997, с. 7.
2. Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. Т.2. Н. Новгород. 1996, с. 48.
3. Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров Н.К. Общая патология человека. М.: Медицина, 1995, с. 3.
4. Орехов И.И. Здоровье – системный показатель качества человека. / «Совещание по философским проблемам современной медицины». М., 1998, с. 93.
5. Копнин П.В. Гносеологич. и логич. Основы науки. М.: 1974, с. 288.
6. Булгаков С.Н. Тихие думы. с. 305.
7. Руфин. Жития отцев. Кн. 2, гл. 1.
8. Жития Святых. Св. Дмитрия Ростовского. Декабрь. М. 1906, с. 636» (С. 259-265).
"Отсутствие выбора крайне упрощает выбор! Вперед!" (с) А.Н.Кочергин

elsy_Sergey_K
Сообщения: 2922
Зарегистрирован: Чт апр 15, 2010 21:08

Сообщение elsy_Sergey_K » Вт июн 19, 2012 7:45

Святитель Феофан Затворник.

Об отношении к болезни

Болезни – вместо епитимий идут.

«Болезни – вместо епитимий идут. Терпите благодушно: они будут, как мыло у прачек» (1, с. 32).
«Все от Бога: и болезни, и здоровье, и все, что от Бога, подается нам во спасение наше. Так и ты, принимай свою болезнь и благодари за то Бога, что печется о спасении твоем. Чем именно посылаемое Богом служит во спасение, того можно не доискиваться, потому что и не узнаешь, может быть. Посылает Бог иное в наказание, как епитимию, иное в образумление, чтобы опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтоб очистить от какой страсти, и для многих других причин… Ты же, когда вспомнишь о грехах, говори: «Слава Тебе, Господи, что наложил Ты на меня епитимию, в наказание!» (1, с. 41-42).

Наставление при болезни.

«В болезни учитесь: смирению, терпению, благодушию и Бога – благодарению. Что приходит нетерпеливость, это дело человеческое… Придет – отгонять надо. На то и чувство тяготы положения, чтоб было что терпеть. Если не чувствуется тягота, то и терпения нет. Но когда приходит чувство тяготы и сопровождается желанием ее сбросить, то тут ничего нет грешного. Это естественное чувство! Грех начинается, когда вследствие сего чувства душа поддается нетерпеливости и начинает склоняться к ропотливости. Пришло чувство – надо его прогнать, Бога же поблагодарить» (2, с. 214-215; 8, с. 97).

Наставление о мужественном перенесении болезни.

«За все благодарите Бога; и за нездоровье благодарите. Мне со стороны легко так говорить; вам же на деле не легко, может быть, так чувствовать. Всяко при слове о терпении и молюсь, да даст вам Господь благодушно перенесть болезнь и научиться в ней чему-нибудь. Для чего связал вас Господь, кто угадает? Но, то несомненно, что и это попущено вам в видах споспешествования целям жизни, которую вы избрали и в которой хоть кое-как держать себя стараетесь. С этой стороны можно и не пытать более дела болезни вашей» (4, с. 239).
«Мужества же себе к благодушному терпению в минуты отяжеления страданий ищете, кроме сказанного, в воспоминании терпения всех святых, и особенно мучеников. Сколько и как терпе-ли?! И вообразить трудно. Да и всем – многими скорбьми подобает внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22). И то, что обетовано Господом, называется венцом. Чего ради? Того ради, что туда нельзя взойти без страданий. Туда дорога одна – крест, произвольный или непроизвольный» (4, с. 239).

Не надо пренебрегать лечением.

«…И лекаря, и лекарства Бог создал – не затем, чтоб у нас они только существовали, но затем, чтоб ими пользовались больные. Все от Него; Он попускает поболеть, и Он же окружил способами врачевательными. Если есть долг блюсти Божий дар жизни, то и лечиться, когда есть болезнь. Можно не лечиться в ожидании, что Бог излечит; но это очень смело. Можно не лечиться для упражнения в терпении, в преданности в волю Божию; но это очень высоко, и при этом всякий ох! будет в вину, уместно же только одно благодарное радование…» (6, с. 156).

Мысли и чувства, приличествующие болящим.

«Бог послал болезнь. Благодарите Господа, потому что все, что от Господа бывает, - к добру. Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления перед Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный. А потом все же сведите к тому, что болезнь от Господа, ибо всякое стечение обстоятельств от Господа есть и случайно ничего не бывает. И вслед за сим опять благодарите Господа. Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ее тяжесть обычную от многих забот» (8, с. 61)» (С. 265-267).
"Отсутствие выбора крайне упрощает выбор! Вперед!" (с) А.Н.Кочергин

elsy_Sergey_K
Сообщения: 2922
Зарегистрирован: Чт апр 15, 2010 21:08

Сообщение elsy_Sergey_K » Ср июн 20, 2012 7:41

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Из писем…

«Дорогая о Господе М.!
Наши болезни есть следствие греховной жизни, и лечение надо начинать с покаяния и соборования – это для души. А после соборования надо обращаться и к врачам, чтобы они с Божией помощью помогли и болящему телу.
Просмотрите свою жизнь, не было ли в ней смертных грехов (например, детоубийства), которые могли пасть на чадо Ваше. Если виновны, то надо принести покаяние. Молитесь о сыне постоянно, но в терпении и надежде предавая себя и его воле Божией. Св. Феодосию Черниговскому молитесь особенно.

Дорогая о Господе Т.!
Получил я письмо Ваше и просьбу о молитве выполняю. А Вам, дорогая, надо знать одну непреложную истину, которая дана именно для нашего времени. Теперь, при оскудении духовных руководителей и при ослаблении веры верующих, Господь дал людям нелицеприятного руководителя, который и лечит, и учит, и вразумляет – это тяготы жизни – скорби и болезни. Ум людской – каверзен, сердце стало лукаво, и поэтому крайне трудно контролировать свои действия, а Господь, зная это, дал нам горькое врачевство от душевных недугов – физические болезни.
Так что молитесь, не отчаивайтесь. Соборное масло пейте и им помазывайтесь. А главное – передайтесь не на словах только, а действительно, воле Божией, и в свое время Он пошлет освобождение.
Божие благословение Вам!

Дорогой Л.!
…Болезни – это есть крест, который пожигает грехи, которые мы и грехами не осознаем. А потому благодарим милосердие Божие, посланной нам в болезнях. И пройти через горнило их предстоит каждому христианину по той простой причине, ибо несть человека, который жил бы и не согрешил. Вот и болезни. Молюсь не о том, чтобы болезни ушли, но чтобы ты их правильно оценил и воспринял…» (С.267-268).
"Отсутствие выбора крайне упрощает выбор! Вперед!" (с) А.Н.Кочергин

elsy_Sergey_K
Сообщения: 2922
Зарегистрирован: Чт апр 15, 2010 21:08

Сообщение elsy_Sergey_K » Ср июн 27, 2012 7:41

Следующие отрывки я взял из книги: Дмитрий Авдеев «100 вопросов православному психотерапевту», - 2-е изд., дополненное, переработанное. – М.: СофтИздат, 2012. – 214 с. (Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви).

Святые отцы о болезнях.

««Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение».
Святой Иоанн Лествичник

«Болезнь есть вразумление нам Божие и служит к преуспеянию, если будем благодарить Бога. Не был ли Иов верным другом Божиим? Но чего не претерпел он, благодаря и благословляя Бога? И терпение привело его наконец к беспримерной славе. Потерпи и ты немного (в болезни), и узришь славу Божию (Ин. 11,40). А что поститься не можешь (в болезни), не скорби. Бог ни от кого не требует трудов сверх силы. К тому же что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей, по слову Апостола: егда немоществую, тогда силен есмь (2 Кор. 12, 10). А болезнь более сего наказания, и вменяется вместо поста, - и ценится даже более его. Кто переносит ее с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего. Вместо того, чтобы ослабить силу тела постом, оно бывает уже ослаблено болезнию. Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься; ты не будешь осужден за то, так как поступаешь так не в поблажку себе».

Больному унывающему: «Облобызай страдания Спасителя нашего, - как бы и ты вместе с Ним терпел поношения, раны уничижения, оскорбление через оплевание, укоризну багряницы, позор тернового венца, оцет с желчию, боль от вонзения гвоздей, прободение копием, излияние воды и крови, - и заимствуй из сего отраду болезням твоим. Господь не оставит вотще труда твоего. Он попустил тебе потерпеть малую болезнь для того, чтобы ты не чужд был святых, когда увидишь их в оный час носящими плоды терпения скорбей и прославленными, но был сообщником их и Иисуса, имея дерзновение пред Ним со святыми. Не печалься же; Бог не забыл тебя, но печется о тебе, как об искреннем Своем сыне, а не как о прелюбодейчище».
Святые Варсонофий и Иоанн» (С.154-155).
"Отсутствие выбора крайне упрощает выбор! Вперед!" (с) А.Н.Кочергин

Сергей Иванович
Сообщения: 1860
Зарегистрирован: Сб янв 30, 2010 22:23
Откуда: из Ленинграда

Сообщение Сергей Иванович » Чт июн 28, 2012 14:28

Ох, Сергий, нагрузил...
Это моя земля и мне НЕ насрать.

elsy_Sergey_K
Сообщения: 2922
Зарегистрирован: Чт апр 15, 2010 21:08

Сообщение elsy_Sergey_K » Пт июн 29, 2012 14:37

««Все от Бога – и благое и скорбное, но одно – по благоволению, другое – по домостроительству, третье – по попущению. По благоволению, когда живем добродетельно; ибо угодно Богу, чтобы живущие добродетельно украшались венцами терпения; по домостроительству, когда, впадая в прегрешения, бываем вразумляемы; по попущению же, когда и вразумляемые не обращаемся. Опять домостроительно Бог наказует нас, согрешающих, чтоб не были мы осуждены с миром, как говорит Апостол: судимы от Господа наказуемся, да не с миром осудимся (см.: 1 Кор. 11, 32). В сем разуме – несть зло во граде еже Господь не сотвори (см.: Ам. 3, 6), таковы: голод, язвы, болезни, поражения, брани; ибо все это служит к очищению от грехов. Попускает же Бог и совершенно оставляет тех, которые или не хотят жить без греха, или вразумляемые не обращаются, но пребывают во грехе. Тогда Бог предает их в неискусен ум, то есть попускает их свободе творити неподобная» (см.: Рим. 1, 28).

Святой Ефрем Сирин» (С.155-156).
"Отсутствие выбора крайне упрощает выбор! Вперед!" (с) А.Н.Кочергин

elsy_Sergey_K
Сообщения: 2922
Зарегистрирован: Чт апр 15, 2010 21:08

Сообщение elsy_Sergey_K » Вс июл 01, 2012 20:23

««Когда, например, больной расположится благодушно переносить болезнь свою, и переносит; враг зная, что таким образом он утвердится в добродетели терпения, подступает расстроить такое его благорасположение. Для сего начинает приводить ему на ум многие добрые дела, которые мог бы он совершить, если б находился в другом положении, и старается убедить его, что если бы был здоров, как добре поработал бы Богу и сколько пользы принес бы и себе и другим: ходил бы в церковь, вел бы беседы, читал бы и писал в назидание ближним, и т.п. Заметив, что такие мысли принимаются, враг почаще приводит их в ум, размножает и раскрашивает, проводит до чувства, вызывает желания и порывы к делам тем, представляя, как хорошо шли бы у него те или другие дела, и возбуждая жаление, что связан по рукам и ногам болезнию.
Мало-помалу, при частых повторениях таких мыслей и движений в душе, желание переходит в недовольство и досадование. Прежнее благодушное терпение таким образом расстраивается, и болезнь представляется уже не как врачество от Бога и поприще для добродетели терпения, а как нечто неприязненное делу спасения, и желание освободиться от нее делается неудержимым, все еще в видах получения чрез то простора для доброделания и угождения Богу всяческого.
Доведши до сего, враг украдает из ума его и сердца эту благую цель желания выздоровления и, оставляя одно желание здоровья, как здоровья, заставляет досадливо смотреть на болезнь не как на препону к добру, а как на нечто неприязненное само по себе. От сего нетерпеливость, не вручуемая благопомышлениями, берет силу и переходит в ропотливость, и лишает больного прежнего покоя от благодушного терпения. А враг радуется, что успел его расстроить.
Точь-в-точь таким же образом расстраивает враг бедного, терпеливо переносящего участь свою, рисуя ему, каким добрыми делами украсился бы он, если бы имел состояние.
От всех таких искушений избавляется легко, кто, имея опытного руководителя, советника и собеседника, с смиренною покорностию следует их указаниям. А кто лишен почему-либо такого блага, тот да внимает себе и строго учится различать доброе от худого по началам христианским, коими должна устроятся жизнь всех нас. Если случаи, мешающие, как нам кажется, развернуться шире нашему доброделанию, не от нашей воли, а посылаются Богом, то принимай их с покорностию и не слушайся никаких внушений, отклоняющих тебя от сей покорности. Послав такой случай, Бог ничего от тебя не ожидает, кроме того чтобы ты держал себя и действовал так, как требует и как дает возможность посетивший тебя случай.
Больной ли ты или бедный, терпи. Ничего, кроме терпения, Бог от тебя не требует. Терпя благодушно, ты будешь находиться непрерывно в добром деле. Когда ни воззрит на тебя Бог, будет видеть, что ты делаешь добро или пребываешь в добре, если благодушно терпишь, тогда как у здорового человека дела добрые идут с промежутками. Почему, желая перемены своего положения, ты желаешь променять лучшее на худшее?»

Святой Никодим Святогорец» (С.156-158).
"Отсутствие выбора крайне упрощает выбор! Вперед!" (с) А.Н.Кочергин

Сергей Иванович
Сообщения: 1860
Зарегистрирован: Сб янв 30, 2010 22:23
Откуда: из Ленинграда

Сообщение Сергей Иванович » Вс июл 01, 2012 20:55

Не знаю,.. о себе как то неудобно..,но я свои болячки с благодарностью принял,..хотя смириться и перейти от здорового, казалось износу нет,- к инвалиду, целый год осознавал, а сейчас стараюсь на них не зацикливаться, да ну их ...
Это моя земля и мне НЕ насрать.

Ответить